Урок по математике на тему Состав числа 8. Составление равенств по рисункам. Сравнение отрезков по длине (1 класс)


Отдел образования бердянского исполнительного комитета
Бердянского городского совета
Методический кабинет
Общеобразовательной школы І – ІІІ ст. № 1
Урок математики в 1 классе
по теме:
«Состав числа 8. Составление равенств по рисункам. Сравнение отрезков по длине»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бердянской ООШ І – ІІІ ст. № 1
Иваничева О.А.,
вторая категория
Бердянск, 2015г.
Тема урока : Состав числа 8. Составление равенств по рисункам. Сравнение отрезков по длине.Цель: познакомить учащихся с составом числа 8, обобщить знания учащихся о числе и цифре 8; продолжить учить чертить и сравнивать отрезки по длине; развивать творческое мышление, познавательную активность учащихся, творческий процесс познания, связную речь, произвольное внимание, память, логическое мышление; воспитывать интерес к математике; положительное и сознательное отношение к учёбе, любовь к природе, бережное отношение к окружающему природному миру.Оборудование: сказочные герои, счётный материал, корзинки, таблица состава числа 8, таблицы правильного написания цифр 7 и 8, карточки для самостоятельной работы, геометрические фигуры для строительства теремка, буквы для составления слова «ТЕРЕМОК», смайлики.
Формировать предметные компетентности:
Развивать умение распознавания цифру 8 в знаковой среде
 Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.
Совершенствовать навыки счета.
Совершенствовать навыки черчения и измерения отрезков.
Развивать у учащихся ключевые компетентности:
социальную - развивать монологическую речь учеников, навыки высказывания собственные мысли четко и последовательно, умение поддерживать дружеские связи с одноклассниками во время проведения интерактивных форм работы;
информационно-познавательную – развивать умение владеть информацией, поиска новой информации, связь с жизнью;
самообразования и саморазвития – развивать аналитические способности, умение оценивать свою деятельность;
продуктивно-творческую – формировали умения творчески применять знания в новой ситуации;
коммуникативную - формировать культуру устной речи, учились высказывать собственное мнение, доказывать правильность своей мысли; строить понятные для высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
информационно-познавательную - учить детей работать с книгой; содействовать
формированию умения проработать информацию на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
саморазвития и самообразования - формировали общеучебные умения учащихся как основу самообразовательной деятельности;
здоровьесберегающую - формировали правильную осанку во время письма, эстетические вкусы в быту; проведение физкультминуток.
Задачи урока:
Ученики должны знать:
образ цифры 8
состав числа 8
что такое отрезок
Ученики должны уметь:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
использовать знания о составе числа при решении равенств;
чертить отрезки.
5. Тип урока: комбинированный. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
6. Межпредметные связи: чтение, основы здоровья
Ход урока
Ориентация, мотивация деятельности учащихся. (Подготовка к активной деятельности)
(Проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроения класса)
Организация класса. Создание эмоционального фона.
Прозвенел звонок весёлый
Всех собрал он на урок.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу.
-А что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Вы любите сказки?
- А кто вам их читает?
- А кто сам читает сказки?
II. Этап целеполагания
1. Сообщение темы и цели.
- Ребята, сегодня на уроке я приглашаю Вас в гости в сказку. Эта сказка знакома всем с раннего детства. Название этой сказки вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания.
- Что значит в порядке возрастания?( От самого маленького числа к самому большому.)
На доске:
е о е р к Т м .
4 6 2 3 7 1 5 8
(на доске ребята из букв получают слово «Теремок»)
- Правильно, ребята, эта сказка - « Теремок».
А поможет нам встретиться с героями сказки самое большое число в этой числовой цепочке.
2. Определение ожидаемых результатов.
- Назовите это число.( 8) На нашем уроке это число будет главным героем.
- Что вы можете рассказать об этом числе? ( чётное, однозначное, предшествующее число 7 , последующее 9)
- Что мы уже знаем и умеем делать с числом 8? (Считать до 8. Писать цифру 8. Сравнивать.)3. Мотивация учебной деятельности.
- Пропуском в сказку для каждого из вас будет числовой ряд , записать который нам поможет наша знакомая цифра 8.Обратите внимание на правильное написание этой цифры.
III. Целереализация.
1. Всесторонняя проверка уровня ранее усвоенных знаний.
- Откройте тетради на с. 16
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Давайте разомнём наши руки.
ФИЗМИНУТКА
Рыбки плавали, купались
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
1. Минутка чистописания 8 8 8 8 8 8 …
- Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
А это значит , что вас ждёт сказка…… ( звучит музыка.. )
Жила – была лягушка. Жила она в мокром болоте, комаров ловила. И вот в один прекрасный день решила она построить себе большой , светлый , просторный дом. Составила проект. Вот он .
Закрепление знаний о геометрических фигурах
- Назовите, какие геометрические фигуры использовала лягушка?
3467735406402048510173990
2981960136525
2267585184785
35820351473202419985147320
3029585100330
3058160181610
2. Устный счёт - Игра «Строители» ( Коллективная работа).
А теперь давайте поможем лягушке построить этот дом. Его мы будем строить из деталей, я буду задавать вам вопросы , а ответ будет соответствовать детали с таким же номером . Начинаем строить. Проект дома перед вашими глазами . Будьте внимательны.
Назовите число, которое предшествует 2. (1)
Назовите число, которое следует за числом 1. (2)
Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4. (3)
Назовите число, которое больше числа 3 на один. (4)
Если к двум прибавить три, какое число мы получим? (5)
Какое число на один меньше, чем 7?(6)
Какое число следует за числом 6? (7)
Если к 4 мы прибавим 4, какое число мы получим? (8)
( дети находят нужные детали по номерам и согласно проекту «строят» дом)
- Молодцы! Помогли лягушке. Посмотрите, какой красивый дом у неё получился.
Стала она в нём жить да поживать. Пробегал как – то зайка – побегайка. Увидел Теремок, подошёл к нему и спрашивает:
Кто- кто в Теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?
- Как вы думаете, что ответила ему лягушка? ( Дети вспоминают слова из сказки)
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Стали они жить вдвоём . Зайка решил в огороде морковь выращивать.
- Посмотрите , какие замечательные плоды он вырастил.
- Сколько морковок выросло на грядке? ( 8)
Собрал зайка урожай и решил разложить его в корзинки .3.Практическая работа по усвоению нового материала.
- Помогите зайке разложить морковь в 2 корзинки разными способами.
- Ребята, чтобы зайка ничего не забыл, предлагаю все пары чисел, которые составляют число 8 записать в таблицу. (По ходу заполняем таблицу состава числа 8 в тетради с.16 №2)
- Ребята, посмотрите какое чудо произошло – вы сами узнали состав числа 8.
Хоровое проговаривание состава 8.
-А для чего нам это надо знать? ( чтобы научиться решать равенства.) Вот этим мы сейчас и далее займёмся, продолжая знакомиться с героями сказки.
Жили лягушка – квакушка и зайчик очень дружно, друг другу помогали. Один раз проходил мимо ёжик – ни головы, ни ножек. Увидел Теремок, решил постучать
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Что ему ответили?.................. Стали они жить втроём. Лягушка по хозяйству хлопотала, зайка в огороде работал, а ёжик по лесу гулял : грибы, ягоды собирал.. - Посмотрите, как это здорово у него получилось.
- Ребята, а подскажите можно детям собирать грибы без взрослых? Почему?
4. Составление и решение выражений.
(Работа в тетради с. 16 № 4, 1 и 2 столбик коллективная работа. 3 столбик – самостоятельная работа)
ФИЗМИНУТКА
Наклонились ну-ка, ну-ка
Распрямились, потянулись
А теперь назад вернулись.
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай , думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
5. Построение отрезков
А ещё наши животные любили устраивать соревнования по прыжкам.
- Посмотрите на задание № 5 в тетради. Вам сейчас необходимо соединить попарно точки. Измерить и записать длину. Так вы узнаете, кто дальше всех прыгнул.
- Итак, вы соединили точки, а что же у вас получилось?
- Что такое отрезок?
- Какая длина первого отрезка? Как вы думаете, кто это прыгнул из наших животных?
- Какая длина второго отрезка? Кто это прыгнул?
- Чему равна длина 3 отрезка? И чей это был прыжок?
3. Обобщение и систематизация знаний, применение их в разных ситуациях, близких к жизненным.
6. Самостоятельная работа (Тетрадь с.16 № 6)
- Измерьте и запишите, какое расстояние проползло каждое животное.
- Итак, сколько прополз паук? Черепаха? Змея?
- Молодцы, ребята!
Идёт ёжик по лесу, а навстречу ему лиса.
- Здравствуй ёжик! Куда путь держишь?
- Рассказал ёжик про Теремок. Решила она тоже в Теремочке поселиться. Стали они жить вчетвером. Каждый занимался своим делом: лягушка по хозяйству хлопотала, зайка в огороде работал, а ёжик грибы собирал. А лиса очень любила по лесу гулять, да задачки решать.
- Давайте познакомимся с задачей, которую решает лисичка. Да не может справиться и поможем ей решить её.
(Задание № 7 тетр. с. 16)
Тарасик поймал трёх ёршиков, четырёх карасиков и одну стрекозу. Сколько всего рыбок поймал Тарасик? (7)
- Молодцы ребята, а теперь пришло время возвращаться в класс.
- Закрываем глазки, улетаем мы из сказки
Раз, два, три, четыре, пять в класс вернёмся мы опять.
ІV. Рефлексивно-оценивающий этап.
1. Подведение итогов урока.
-Ребята, получилась у нас сказка?
- Что нового для вас было на уроке?
(Познакомились с составом числа 8 ; учились правильно находить сложение чисел, учились по проекту строить дом).
-Для чего нужно знать состав числа 8? ( Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении и вычитании чисел)
-Как вы думаете , справились мы со своей задачей?
-8 довольна? А вы?
2.Ценение и оценивание.
- если вы считаете, что ваша работа была активной, вам все было понятно, поднимите зеленый смайлик;
- если вы ничего не поняли, вам было не интересно, поднимите красный кружок.