Доклад Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений учащихся и педагогов


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Р.Г. Каримова,
преподаватель татарского языка и литературы,
Государственное автономное образовательное учреждение «Нижнекамский индустриальный техникум»
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, несмотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в учебном заведении. От выбора стиля педагогического общения зависит весь процесс обучения.
Необходимость демократизации взаимоотношений между преподавателем и обучающимися обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на обучающихся огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.
На уроках татарского языка и литературы, изучая произведения древних поэтов и писателей, мы затрагиваем общечеловеческие, гуманистические качества.
Каждое общение преподавателя с учащимся в группе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь педагога и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между преподавателем и учащимся.
Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание учащихся учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам преподаватель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с группой.
С каждым днем педагоги подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.
Преподаватель и обучающийся - являются важными фигурами в обучении. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Иногда в учебных заведениях можно столкнуться со следующей ситуацией: преподаватели стремятся улучшить учебу и дисциплину, стремятся подчинить учащихся своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: преподаватели и учащиеся, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - учащиеся отвергают требования преподавателей и школы.
И на преподавателе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого преподавателю необходимо постоянно изучать особенности учеников.
Все начинается с преподавателя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
Преподаватели не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении преподавателя и обучающихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение преподавателя и обучающихся должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса".
Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
1.Социально-ориентированное.
2.Личностно-ориентированное общение.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда преподаватель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учащимся один на один, то общение личностно ориентированно.
Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого преподавателя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учащихся - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учащимися. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.
Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:
1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2.Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3.Управление общением в ходе педагогического процесса.
4.Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.
В психологии и педагогике разработаны четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Рассмотрим основные стили руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействие.
Авторитарный стиль (разящие стрелы).
Демократический стиль (возвращающийся бумеранг).
Либеральный стиль (плывущий плот)
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений преподавателя с учащимися. Демократизация здесь это творческий и деловой подход, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.
Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.
И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:
"Система образования должна:
- носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.
- создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.
- носить демократический характер управления образованием".
Немаловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, так как интуиция это результат длительной практической работы над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях преподавателя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.
В процессе образования необходимо создать следующие условия:
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.