Классный час Счастлив тот, кто счастлив у себя дома


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
ЭМР Саратовской области












Внеклассное мероприятие
«Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома»



подготовлено
Соленковой Натальей Николаевной


Энгельс 2012



Цель: формирование у обучающихся уважительного отношения к семье, родителям и ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков;
способствование развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности, способности к внимательному, длительному рассматриванию; развитие навыка работы с данными статистики, навыка работы в группах.
Воспитание в учащихся качеств личности, необходимых для семейной жизни; воспитание интереса к истории семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: раздаточные материалы, ватманы, фломастеры, технические средства обучения (мультимедийная установка), электронная презентация.
Время: 40 минут
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения занятия участники смогут
Получить опыт работы в группе, организации устного выступления, участвовать в дискуссии;
Принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
Отстаивать собственное мнение;
Задуматься, осознать, занять позицию.
Предварительная подготовка:
Проведение анкетирования среди обучающихся класса;
Посещение городского ЗАГСа с целью сбора статистической информации;
Проведение видеосъёмки.

Ход занятия:
Организация занятия
1. Занятие начинается с просмотра видеофрагмента. В нём учащиеся начальной школы дают свои определения следующим словам: семья, любовь, родители, дети.
Учитель:
- Просмотрев данный отрывок, вы, безусловно, поняли, что сегодня мы будем говорить о семье: о её проблемах, путях их решения, о вашем видении семьи.
Итак, тема сегодняшнего круглого стола: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Его участниками будете не только вы, уважаемые одиннадцатиклассники, но и наши гости (члены конкурсной комиссии, обучающиеся 5 д класса).

Основная часть
2. Блок информационно-аналитический.
Учитель:
Давайте для начала сформулируем определение. Для каждого слово “семья” имеет особое значение, “семья” - это наша крепость, это родные люди, которые всегда поддержат и помогут. Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.
- Как вы понимаете слово “семья”?
- Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)
- Что говорится об этом в словаре В. Даля?
- Что, по вашему мнению, даёт семья человеку?
На основе ваших анкет мы составили образ счастливой семьи:
- главой семьи должен быть мужчина или в ней должно быть равноправие;
- возраст супругов 22 – 25 лет;
- количество детей 2-3 -девочки и 1-2 мальчики;
- вам не понравятся поздние приходы вашей второй половины домой;
- за покупками ходят оба супруга;
- генеральную уборку делает жена, но муж готов ей помочь;
- для облегчения жизни должна быть бытовая техника;
- по дому ремонтные работы выполняют мужчины, хотя делать это умеют и девушки;
- работа после брака: девочки – да, мальчики – мнение разделились:50 % - да, 50 %-нет (почему?);
- на родительские собрания ходят мамы или оба родителя (мнение девочек), мамы и папы (мальчики);
- важные качества в избраннике:
девочки
мальчики

Умный
Понимающая

Порядочный
Добрая

Добрый
Умная

Хороший характер
Верная

Трудолюбивый
Искренняя

Любил жену и детей
Честная

Понимающий
Совпадали интересы

Доверял жене
Доверяла мужу и поддерживала его

Без вредных привычек
Красивая (1 упоминание)

Честный
Милая

Не скандалил


С чувством юмора


Заботливый


Ответственный


Успешный


Материальное благосостояние (1 упоминание)


Был самим собой


Красота (?)



3. Блок информационный
Учитель:
- Социологические исследования показали, что самыми счастливыми в семейной жизни оказались вовсе не самые богатые люди России, а семьи со средним достатком. Счастье в семейной жизни зависит в основном от распределения семейных обязанностей. Удовлетворенность браком больше у тех, где выполнение домашних обязанностей распределено поровну, чуть меньше там, где муж просто помогает жене, наименьшая там, где вся нагрузка лежит на жене. Надеюсь, эта информация вам поможет в вашей будущей семейной жизни.

4. Блок проблемный.
Учитель:
- Все хотят иметь крепкую и счастливую семью. Почему же статистика говорит о всё увеличивающемся числе разводов?
Учащийся: по данным городского ЗАГСа статистика такова:


2003
2004
2005
2006
2010
2011

Браков
1922
1932
2135
2286
2547
2718

Разводов
1614
1311
1244
1366
1440
1514


По области статистика тоже неутешительная: в 2011 году количество разводов увеличилось по сравнению с 2010 годом с 10082 до 10575,.
Учитель:
- Как вы думаете, почему число разводов растёт и браки распадаются?
Я предлагаю вам, работая в мобильных группах, обозначить эти причины. По истечении 3 минут каждая группа по очереди назовет их.
Выявление проблем современной семьи. Работа в группах.
Проблемы:
Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.
Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.
Учитель: Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:
Государственное решение проблем:
Ст. 62 Семейного Кодекса – закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.
С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.
Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.
Учитель:
- К сожалению, в последнее время в России около 6 млн детей живут в социально неблагополучных семьях, более 700 тыс сирот. Почему ситуация в стране такова? (ответы детей).
- В нашем городе работает СРЦ «Надежда», где живут дети, оставшиеся без попечения родителей. А вы уже третий год проводите акцию «Милосердие», направленную на оказание помощи воспитанникам «Надежды». Расскажите об этой работе (рассказ детей).
Учитель:
- Есть ещё одна проблема в семьях – конфликты поколений. Посмотрите отрывок мультфильма. (просмотр отрывка м/ф «Встречайте бабушку»).
Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.
Итак, конфликт между детьми и родителями.
Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
Понимают ли вас ваши родители?
Что чаще становится причиной конфликтов?
- Но всегда ли неизбежен конфликт?
- Можно ли его избежать?
- Что для этого можно сделать?
- Какую линию поведения нужно избрать?
Поговорка “родителей не выбирают” все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:
во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
Ученик:
-Когда у меня неудач полоса,
И кто-то уверен, что мне не подняться,
Я слышу родителей голоса:
«Ты должен держаться, ты будешь держаться».
Напишут, придут и смятенье опять
Растает, как слух о мерцающих блюдцах.
И ты ещё глубже начнёшь понимать –
Всё в жизни проходит, они остаются.
А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос:
Мои отношения с родителями станут лучше, если...
Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
Нельзя допускать в отношениях с родителями...
Родители никогда не должны...
Идеальными родителями я считаю...
В нашем городе работает ГУ «Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья», специалисты которого помогут вам в решении конфликтов, но хочется, чтобы их было как можно меньше в вашей жизни. (раздаются буклеты)
Заключительная часть
5. Рефлексивный блок.
Учитель:
-Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее  уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
     На ватмане у вас нарисован макет дома, нужно выложить его кирпичами,  но не простыми!!!  Я раздам вам кирпичи, а вы напишете на них то, что я скажу, а потом вы построите дом.
1.     Добрые слова о доме.
2.     От чего зависит крепость семейных отношений.
3.     Как избежать ссоры и конфликта в семье?
4.     Члены семьи.
5.     Чувства членов семьи друг к другу.
 
Из полученных кирпичей сложим дом.
Ученик:
-Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Ребенок для семьи – любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Учитель:
- Какие чувства оставил у вас сегодняшний разговор? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего общения? И в заключении мы хотим дать вам «Рецепт семейного счастья» (рассказывает ученик):
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Всё очень хорошенько перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
В завершении классного часа – выступление Коляченко Галины с песней «Три желанья».
Спасибо за работу.

Используемые источники:

Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., «ВАКО», 2005
Конституция РФ (любое издание)
Семейный Кодекс РФ (любое издание)
Журналы «Российская Федерация сегодня», 2007-2008 год
Латухина Л. А. Спецтехника общения. – Саратов, СГПИ им. К. Федина, 1993 год
«Новая Газета», № 3 (654) от 16.01.08 г., № 7 (606) от 14.02.07 г.
html://www.semya@mail_Ru.htm
результаты анкетирования
информация ЗАГСа города Энгельса




















13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 115