Мастер-класс Колобок колючий бок (игольница из ткани с элементами росписи по ткани)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом Детского творчества «Октябрьский»








Мастер-класс:
«Колобок - колючий бок. Игольница «Ежик» - роспись по ткани»

для детей 10-16 лет


Подготовлен: педагогом дополнительного образования МАОУ ДОД Дома детского творчества «Октябрьский» г. Липецка

Харитоновой Лилией Николаевной


















г. Липецк



Оформление: образцы росписи по текстилю с использованием густых красителей, открытки с изображениями ежей, готовые игольницы различных форм, схема «Цветовой круг».
Оборудование: заготовки из плотной светлой джинсовой ткани в форме тела ежа, синтепон, эскизы для росписи, копировальная бумага, красители, кисти, нитки, иглы, видеоряд.

Цель: - ознакомление с техникой росписи на джинсовой ткани густыми красителями путем воплощения творческих идей на практике в виде росписи объемных сувениров.

Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с техникой росписи густыми красителями по ткани;
- совершенствовать навыки создания композиции и росписи ткани, а так же умение работать со швейными принадлежностями;

Развивающие:
- развивать творческую самостоятельность, образное мышление, наблюдательность, умение передавать свои впечатления в изображении;

Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к рукоделию и ручному труду.
План:
I. Оргмомент:
-приветствие гостей;
-проверка готовности детей к занятию.

II. Теоретическая часть:
-сообщение темы занятия.
-ознакомление с техникой росписи по джинсовой ткани густыми красителями: историческая справка, просмотр видеоряда;
-обсуждение возможных способов использования данной техники.

III. Практическая часть:
-ознакомление с этапами и основными приемами работы;
-изготовление объемного сувенира-игольницы «Колобок-колючий бок» в технике росписи густыми красителями.

IV. Подведение итогов:
-анализ работ детьми;
-анализ работ педагогом;
-заключительное слово педагога;
-уборка рабочих мест.


Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, девочки! Наше сегодняшнее занятие необычное. Сегодня вы все поучаствуете в увлекательном мастер- классе и познакомитесь с новым видом росписи ткани. Давайте сначала вспомним, какие виды батика мы с вами уже изучили? (Техника холодного и горячего батика, техника свободной росписи, узелковый батик.)
Но кроме всех этих способов украсить необычным рисунком можно и трикотажную, джинсовую или любую плотную ткань. И в этом нам помогут густые красители.

Теоретическая часть:
Роспись по плотной ткани - пожалуй самый молодой вид батика. Он широко распространился сравнительно недавно.
   Джинсовая ткань - одно из самых значимых изобретений человека.  Не найти ничего удобней, практичней и в то же время более многофункциональной вещи в нашем гардеробе, как джинсовую одежду.     Мир джинсовой одежды бесконечно разнообразен. Но как бы ни была оригинальна новая модель, всегда найдется вещь похожая на нее.
В настоящее время, когда можно купить практически все, появляется особенное желание чего-то необычного, эксклюзивного. Именно поэтому такую популярность приобретают вещи, сделанные своими руками. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как направление, в нашей стране начало активно развиваться недавно, тогда, как в Европе современное искусство создается руками гениев уже не первый год. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это не только эксклюзивность вещи, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но и вложенная в нее душа, тепло человеческих рук, эмоции и любовь мастера. Возможно, именно поэтому нам так хочется иметь хотя бы одну уникальную, оригинальную вещь, изготовленную специально для нас, в единственном экземпляре     Ручная роспись джинсовой одежды поможет вам создать свой совершенно неповторимый гардероб. 
Сегодня мы с вами познакомимся с техникой работы густыми красителями, которая позволяет сделать оригинальный рисунок не только на джинсах, но и украсить однотонные футболки, а так же сделать своими руками необычные сувениры в подарок.
Именно последним мы сегодня и займемся. В процессе шитья очень удобно использовать игольницу, потому что работа с ней исключает потерю игл при шитье. Современный и разнообразный выбор стильных и красивых игольниц обрадует любую рукодельницу и станет украшением ее рабочего места. В то же время сделать оригинальную игольницу своими руками может почти каждый, кто освоил азы рукоделия.
Игольницы подушечки, одну из которых мы будем делать сегодня, зачастую служат именно в декоративных целях. Тут могу присутствовать различные формы: круг, сердечко, квадрат, и даже более сложные – в виде фигурки животного, дамской сумочки, цветка и т.д.
Наша задача на сегодня: создание объемного сувенира-игольницы в форме ежика из джинсовой ткани и его декор с помощью густых красителей.
У каждого из вас есть заготовка из 2 частей – половинок ежика. Чтобы сделать ее, необходимо выкроить из ткани 2 части одинакового размера и сколоть их между собой булавкой для удобства. Перед началом работы с красителями очень важно выбрать мотив, который бы вдохновил вас на создание оригинального рисунка - это может быть и узор на ткани, картинки из книги, журнала, а может вдохновение прийти из живой природы.
Давайте обратим внимание на образцы росписи по джинсовой ткани. Какие особенности вы видите? Кроме того, обратите внимание на цветовое решение вашего сувенира. Подобрать гармоничное сочетание цветов вам поможет цветовой круг.

Практическая часть:
Теперь приступим непосредственно к работе. Мы начнем с нанесения на лицевую сторону нашей игольницы рисунка. Отделяем одну часть заготовки и определяем место для рисунка, затем переводим его на ткань. Для этого можно использовать либо специальную копировальную бумагу, либо срисовать рисунок самостоятельно. Если срисовывать никак не получается, можно вырезать рисунок из бумаги, наложить полученный трафарет на ткань и обвести. Внутренние детали придется тоже либо вырезать и обвести, либо срисовывать.
Акриловыми красками тонкой кистью обводим контуры рисунка. А затем раскрашиваем то, что внутри контура. Штрихами прорисовываем иголки ежика, полусухой кистью в технике примакивания прорабатываем мордочку, более плотным слоем покрываем грибы, ягоды, листья, расположенные на спинке ежа. В данной технике на протяжении всей работы кисть должна оставаться полусухой, чтобы рисунок получился аккуратным. Краску следует наносить тонким слоем, чтобы сохранить эластичность ткани. Для того, чтобы рисунок получился более живописным, следует использовать технику перехода одного оттенка в другой.

Педагог напоминает воспитанникам об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль за выполнением работы.

Ждем, пока краска высохнет, а затем, если результат вашей работы вас устраивает, гладим изделие утюгом. Хорошенько гладим, все рисунки! Краска закрепится, и даже после стирки рисунок не сотрется. Теперь части сувенира-игольницы необходимо соединить между собой. Складываем обе части лицевыми сторонами внутрь, сшиваем петельным швом или швом «назад иголку», не забудьте оставить небольшое отверстие для наполнения игольницы синтепоном.

Выворачиваем получившееся изделие через это отверстие и наполняем игольницу синтепоном для придания объема, после чего зашиваем отверстие в боку. В результате у каждой из вас получилась необычная игольница, декоративная подвеска или брелок, который может послужить хорошим подарком маме, бабушке или подруге.

Подведение итогов:
Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, их оцените достоинства и недостатки. Давайте соберем все работы и устроим мини-выставку.
Идет коллективный анализ и оценка работ.
Педагог: Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Какие трудности были при ее выполнении? Какие ошибки? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем этого избежать? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что показалось вам наиболее интересным?





Литература:

1. Всеобщая история искусств. По ред. Б.В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского – М.: Государственное издательство «Искусство», 1980.
2. Дворкина И. А. Батик – М.: Издательство «Радуга», 2002.
3. Кочаров Н. С. Живопись – М.: М-пресс, 2001.