СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Чувашской Республики Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики










СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ





цикловая комиссия педагогов коммерции и предпринимательства



специальности:
38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,
38.04.02 Коммерция (по отраслям).
Технология продукции общественного питания.
Повар, кондитер.









Чебоксары, 2016 г.

Методические указания предназначены для студентов специальностей
38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,
38.04.02 Коммерция (по отраслям).
Повар, кондитер,
Технология продукции общественного питания.
Цель данных указаний – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы. В методических указаниях приводятся краткие характеристики различных видов заданий для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ (ВСР), рекомендации и требования к их выполнению, алгоритмы действия преподавателя и студента.

Составитель: преподаватель спецдисциплин – Пычева Ирина Игоревна


Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Пояснительная записка

Внеаудиторная самостоятельная работа это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя.
Для внеаудиторного изучения предлагаются темы, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества
Цель данных рекомендаций – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы. В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для ВСР, рекомендации и требования к их выполнению, алгоритмы действия преподавателя и студента. При организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладевании знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
-развитие способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

· сбор и изучение информации;

· анализ, систематизация информации;

· отображение информации в необходимой форме;

· консультация у преподавателя;

· коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);

· оформление работы;

· поиск способа подачи выполненного задания;

· представление работы на оценку преподавателя или
группы (при необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны:

· развить такие универсальные умения, как умение
учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать
свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;

· научиться проводить рефлексию: формулировать полу
чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы,
корректировать свой образовательный маршрут.

На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.

Характеристика заданий

1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль преподавателя:

· определить тему и цель сообщения;

· определить место и сроки подготовки сообщения;

· оказать консультативную помощь при формировании
структуры сообщения;

· рекомендовать базовую и дополнительную литературу
по теме сообщения;

· оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

· собрать и изучить литературу по теме;

· составить план или графическую структуру сообщения;

· выделить основные понятия;

· ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

· оформить текст письменно;

· сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

· актуальность темы;

· соответствие содержания теме;

· глубина проработки материала;

· грамотность и полнота использования источников;

· наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

· выбора источников (разная степень сложности усвоения
научных работ, статей);

· составления плана реферата (порядок изложения материала);

· формулирования основных выводов (соответствие цели);

· оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

· выбора литературы (основной и дополнительной);

· изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

· оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

· актуальность темы;

· соответствие содержания теме;

· глубина проработки материала;

· грамотность и полнота использования источников;

· соответствие оформления реферата требованиям.

3.Написание доклада.
Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-10 минут.
Цели:
- Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.
- Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной.

4. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Роль преподавателя:
усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;
консультирование при затруднениях.

Роль студента:

· прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

· установить логическую связь между элементами темы;

· записывать только то, что хорошо уяснил;

· выделять ключевые слова и понятия;

· заменять сложные развёрнутые обороты текста более
лаконичными (свертывание).

Критерии оценки:

· содержательность конспекта, соответствие плану;

· отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;

· ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

· наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации;

· соответствие оформления требованиям;

· грамотность изложения;

· конспект сдан в срок.


5. Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи (приложение 4). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.
Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста. Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:
определить источник аннотирования или помочь в его выборе;
консультировать при затруднениях.

Роль студента:

· внимательно изучить информацию;

· составить план аннотации;
кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

· оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

· содержательность аннотации;

· точная передача основных положений первоисточника;

· соответствие оформления требованиям;

· грамотность изложения.

6. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 6). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

7. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

8. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ студентами в 2016-2017 уч. г.

№ группы
1 полугодие
темы
2 полугодие
темы

№912, №44
1.Реферат. «История возникновения и развитие науки товароведения»
2.Информационный лист на одну из тем: «Открытие витаминов»
«Свойства жиров»
«Свойства белков»
3.Информационный лист: «Нормативно-технические документы: стандарты, сертификаты.
4. «Новые виды упаковки».
5. «Лечебное питание».


№110
1.Реферат. «История возникновения и развитие науки товароведения»
2.Информационный лист на одну из тем: «Открытие витаминов»
«Свойства жиров»
«Свойства белков»
3.Информационный лист: «Нормативно-технические документы: стандарты, сертификаты.
4. «Новые виды упаковки».
5. «Лечебное питание».

№56
1.Реферат на одну из тем: «Открытие витаминов»
«Свойства жиров»
«Свойства белков».
2. Информационный лист на одну из тем:
«Маркировка товаров»,
«Кодирование товаров»,
3. «Новые виды упаковки».
4.Экзотические плоды, овощи»,
Или «Грибы»
5. «Виды снабжения».
6. « Новое подъемно-транспортное оборудование»
7. «Новое весоизмерительное оборудование»
8. «Новые виды тары».




эмблема техникума 2012Рисунок 3Описание: эмблема техникума 2012.jpg15