Комплект контрольно-оценочных средств для дифференцированного зачета по дисциплине «Обществознание»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Владимирской области
«Владимирский аграрный колледж»
Утверждаю:
Зам. директора по УМР ____________________
«__ » _______2015г
Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Рассмотрено цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от «__ » _______2015г.
Председатель ________________

2015г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта Среднего общего образования для Среднего профессионального образования и Рабочей программы подготовки специалистов среднего звена для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
по дисциплине ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право).

Разработчик:
преподаватель высшей квалификационной категории Кирьянов В.Э.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ............................ 4
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке … 5
3. Оценка освоения учебной дисциплины .................................................. ….. 10
3.1. Формы и методы оценивания ............................................................. 10
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ........ 16
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации
по учебной дисциплине ................................................................................ 19
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины……………. 26
1. Паспорт комплекта контрольно – оценочных средствОбщие положения Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право).
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право).
Результатами освоения учебной дисциплины являются приобретённые универсальные учебные действия, а также сформированность элементов общих компетенций.
Формой аттестации по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) является дифференцированный зачет.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основании документов:
1.ФГОС СОО для СПО
2. Рабочая программа подготовки специалистов среднего звена специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право).
3. Учебный план по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
4. Положение о текущем контроле.
5.Положение о промежуточной аттестации.
6.Положение о создании комплекта контрольно - оценочных средств.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Личностные результаты должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
−владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
−сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате контроля и оценки по дисциплине ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) осуществляется комплексная проверка перечисленных умений, знаний и уровня сформированности общих компетенций по специальности«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
ОК. 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК. 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК. 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
2.2.Показатели сформированности общих компетенций по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Общие компетенции Показатели оценки результата
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Способность анализировать проблемы и процессы в различных сферах развития общества, использовать разнообразные и логически обоснованные методы в профессиональной и общественной деятельности.
ОК.3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Способность выполнять поставленные задачи, используя оптимальные методы и приемы деятельности.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Способность самостоятельно выявлять наиболее актуальные проблемы, находить варианты решений, брать на себя ответственность за принимаемое решение.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Способность самостоятельно находить источник информации по заданному вопросу, извлекать информацию из одного или нескольких источников, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной структуры.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Способность участвовать в групповом обсуждении, высказываясь по заданному вопросу, нести ответственность за работу членов в команде и коррекция собственной работы.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Устойчивое осознание необходимости постоянного и систематического повышения профессионального уровня путем посещения курсов и семинаров, изучения новейшей литературы и передового опыта.
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции. Осознание значения необходимости преемственности культурных и исторических традиций, их толерантного восприятия.
3. Оценка освоения учебной дисциплины
Основной целью оценки освоения курса ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) является оценка универсальных учебных действий посредством текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
3.1. Формы и методы оценивания по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
Результаты обучения (освоенные универсальные учебные действияФормы и методы контроля и оценки результатов обучения
Личностные:
1).российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -подготовка и защита проектов, рефератов и докладов с использованием презентаций по соответствующей тематике;
2).гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; -выполнение индивидуальных заданий по содержанию Конституции РФ, решение проблемных ситуаций;
3). готовность к служению Отечеству, его защите;
-приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей;
4).сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -рассказ о современных представлениях общественных наук по различным проблемам экономики, политики, философии, культурологи;
5).сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -самостоятельная работа по разделам и темам курса «Обществознание» в соответствии с рабочей программой;
6).толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -участие в дискуссии по ключевым проблем экономики, политики, социальных отношений;
7).навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; -подготовка и защита коллективных проектов, проведение внеклассных мероприятий по социально-политической тематике;
8).нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-высказывание собственных суждений по проблемам сохранения общечеловеческих ценностей в современном мире;
9).готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -самостоятельная работа по разделам и темам курса «Обществознание» в соответствии с рабочей программой;
10).эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; -оформление творческих работ, рефератов, проектов, презентаций в соответствии с эстетическими требованиями;
11).принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; -участие в подготовке дискуссий и внеклассных мероприятий по проблемам здорового образа жизни;
12).бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; -подготовка докладов и сообщений по проблемам физического и психологического здоровья;
13).осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;-написание сочинения-эссе «Моя будущая профессия»
14).сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; -индивидуальный опрос, участие в акциях экологической направленности;
15).ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. -дискуссия по проблемам современной семьи, решение проблемных ситуаций.
Метапредметные:
1).умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-самостоятельная работа по разделам и темам дисциплины в соответствии с рабочей программой;
2). умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; -участие в работе семинарских занятий, организация дискуссий;
3).владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; -подготовка проектов, решение проблемных ситуаций, решение ситуационных задач;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -самостоятельная работа по разделам и темам дисциплины в соответствии с рабочей программой;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; -работа со словарем, дополнительной литературой, использование интернет-ресурса;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; -выполнение задания «Закончить предложение»;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; -участие в работе семинаров;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -индивидуальный и фронтальный опрос;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. -самостоятельная работа по разделам и темам дисциплины в соответствии с рабочей программой.
Предметные:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; -представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление», «культура», «духовная культура личности и общества», «мораль», «религия», «искусство», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги»,«процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» и др.;
−владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; -характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально - государственного устройства, политического режима;
−сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; -умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс», «интеграция», «глобализация»;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - проведение поиска, анализа и оценки информации по различным проблемам;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; -участие студентов в подготовке и проведении мероприятий и акций общественного значения;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. -проведение поиска, анализа и оценки информации по различным проблемам,
-подготовка и защита учебных проектов; участие студентов в подготовке и проведении конференций, устных журналов, «круглых столов» по общественно- политической тематике.
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
Задание 1. Самостоятельная работа
Проверка УУД по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
Виды работ: подготовка докладов и презентаций, подготовка и защита рефератов, работа со словарем, комплексный анализ текста, подготовка индивидуальных проектов.
Самостоятельная работа обучающимися выполняется в соответствии с методическими указаниями по ее выполнению. Критерии оценки:
Сообщения, доклады, рефераты, презентации, тесты и кроссворды должны быть:
1.содержательными, строго по теме задания, достаточно полными, выполненными в установленный срок
2. речь при защите работ должна быть чёткой, грамотной, с правильным произношением специальных терминов;
3. технология изложения должна быть соблюдена.
Критерии оценки:
оценка « 5 »выставляется, если соблюдены все пункты: 1,2,3.
оценка « 4 »выставляется, если имеются недочёты в п. 2,3.
оценка « 3 »выставляется, если имеются существенные недочёты в п. 1, 2.
оценка « 2 »выставляется, если не выполнены п.1,2,3.
Задание 2. Тестирование.
Проверка УУД по дисциплине ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
Типовой тест на тему: Социальный прогресс
1.Социальная революция:
А. Это коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества
Б. Социальная революция – это постепенный переход общества из одного состояния в другое
2.Ключевое понятие марксистской концепции исторического прогресса – это…
А.Категория культуры
Б.Категория разума
В.Категория общественно – экономической формации
Г. Категория цивилизации
3. Выбрать понятие, имеющее следующее определение: «Преобразования какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры данного общества:
А. Реформы Б. Эволюция В. Революция Г. Контрреволюция
4.Понятие прогресса отражает:
А. Постоянное, но неуклонное движение к лучшему, высшему во всех сферах жизни человека и общества
Б. Выдумку просветителей и гуманистов
В. Возрастающую солидность всех членов общества
5. Глобальная проблема усиления разрыва между развивающимися и развитыми странами мира находит выражение:
А. В росте задолженности стран третьего мира странам Запада
Б. В уничтожении лесов Африки и АмазонииВ. В сокращении мировых запасов нефти и газа
6. Для современного этапа развития человечества характерны следующие черты:
А.Нелинейность и неравномерность социальных изменений в различных странах и регионах мира
Б.Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности и единству всего человечества
В. Обострение экологических противоречий между обществом и природой
Г.Преодоление разрыва в уровне развития между индустриально развитыми и развивающимися странами
Д. Возрастание роли и значения таких форм общения между странами, народами и людьми как переговоры, диалог, компромисс, взаимопонимание
7.К основным направлениям современной научно- технической революции относятся:
А. Качественные изменения в средствах коммуникаций и связи
Б. Автоматизация и компьютеризация производства
В. Внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности
8. К глобальным проблемам современности относятся:
А. Религиозные конфликты Б. Сырьевое обеспечение
В. Развитие торговых связей Г. Развитие постсоциалистических государств
9. Гуманизм принято определять так:
А. Уважение личного достоинства человека, вера в его силы и его будущее
Б. Отрицание роли личности в истории
10. Что считал Гегель основой исторического развития:
А. Общественное разделение труда
Б. Интеллектуальное развитие личности
В.Развитие «абсолютной идеи» и «мирового разума»
Критерии оценки:
Оценка «5» - 90 – 100 % ответов верны
Оценка «4» - 80 – 90 %, ответов верны
Оценка «3» - 70-80 %, ответов верны
Оценка «2» - менее 70 % ответов верны
4. Контрольно-оценочные средства для аттестации
Предметом оценки являются универсальные учебные действия. Оценка освоения ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) предусматривает проведение дифференцированного зачета.
Дифференцированный зачёт предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Дифференцированный зачет выставляется по результатам текущего контроля, самостоятельных работ, промежуточного контроля.
При выставлении оценки за дифференцированный зачет учитывается готовность к овладению общими компетенциями, ориентированными на подготовку студента к освоению профессиональных дисциплин и модулей по специальности.
Паспорт
Назначение:
Комплект контрольно – оценочных средств для аттестации предназначен для контроля и оценки результатов освоения ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Базовый уровень подготовки.
Универсальные учебные действия по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право) :-Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
-Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины.
-Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
-Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества». Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры.
-Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом
-Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей
-Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем».
-Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет
-Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий
-Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей.
-Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе
-Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения
-Объяснение особенностей видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
-Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки
-Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
-Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права
-Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан
-Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права
Задания для экзаменующегося
Инструкция для обучающихся:
Внимательно прочитайте текст задания, ответьте на поставленные вопросы.
Время выполнения задания: 1 час
Варианты заданий по ОУД.10.Обществознание (включая экономику и право)
Вариант 1
1.Преступления и уголовная ответственность
2.Социальные науки и социальное знание
Вариант 2
1.Административное право и административная ответственность
2.Типология общества
Вариант 3
1.Трудовые правоотношения
2.Терроризм как угроза современной цивилизации
Вариант 4
1.Правовое регулирование образования
2.Экономика как наука и хозяйство
Вариант 5
1.Гражданское право и гражданские правоотношения
2.Религия и церковь
Вариант 6
1.Основные права и обязанности граждан РФ
2.Государство и экономика
Вариант 7
1.Гражданство РФ
2.Искусство и его виды
Вариант 8
1.Государственные органы в РФ
2.Мораль и её нормы
Вариант 9
1.Правонарушения и юридическая ответственность
2.Культура и её формы
Вариант 10
1.Нормативно – правовые акты
2.Административно-командная и рыночная экономика
Вариант 11
1.Право и правовые нормы
2.Менеджмент и маркетинг
Вариант 12
1.Средства массовой информации
2.Общество и его структура
Вариант 13
1.Политические партии
2.Классификация наук
Вариант 14
1.Выборы в демократическом обществе
2.Государственный бюджет
Вариант 15
1.Гражданское общество
2.Безработица: причины и последствия
Вариант 16
1.Правовое государство
2.Деньги и их функции
Вариант 17
1.Политический режим: понятие и типы
2.Эволюция и революция
Вариант 18
1.Территориально – государственное устройство
2.Социализация личности
Вариант 19
1.Формы правления
2.Банки и их роль в рыночной экономике
Вариант 20
1.Функции государства
2.Глобальные экономические проблемы
Вариант 21
1.Государство: понятие и признаки
2.Биологическое и социальное в человеке
Вариант 22
1.Семья и брак
2.Социальная стратификация
Вариант 23
1.Этнические общности
2. Социальная мобильность
Вариант 24
1.Социальный контроль
2. Потребности и интересы
Вариант 25
1.Социальный статус и социальная роль
2.Познаваемость мира
Пакет экзаменатора
Условия:
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 25 вариантовВремя выполнения задания – 1 час.
Оборудование:
Бланки ответов
Экзаменационная ведомость (или оценочный лист).
Критерии оценки:
Система оценивания
Оценка результатов освоения дисциплины проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в течение всего периода изучения дисциплины, согласно учебного плана, в соответствии с Положением о текущем контроле. Результаты текущего контроля заносятся в учебные журналы.
Промежуточная аттестация проводится на последнем занятии – время проведения 1 час.
Дисциплина Текущий контроль аудиторной работы Текущий контроль самостоятельной работы Итоговый контроль (Результат промежуточной аттестации)
ОУД.10.Обществознание + + +
Итоговая оценка за дифференцированный зачет заносится в экзаменационную ведомость.

5. Приложения.
Задания для оценки освоения дисциплины
1.Составление и решение кроссвордов
Подготовка тематических тестов и кроссвордов по темам: «Наука и образование в современном мире», «Экономика и экономическая наука. Экономические системы», «20 лет Конституции России» и др.
2. Диктант по теме «Источники права»
1.Нормативно-правовой акт, содержащий правовую норму (Источник права)
2.Виды источников права (Закон, подзаконные акты, обычай, судебный прецедент, договоры)
3. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой (Закон)
4.Основной закон государства (Конституция)
5.Когда и где была принята первая конституция (США 1787г.)
6.Строгий порядок разработки проекта, обсуждения, принятия и введения в действие закона (законодательный процесс)
7.Систематизация законов по отраслевому признаку (кодификация)
8. Систематизация законов по хронологическому признаку (инкорпорация)
9.Виды подзаконных актов (Указы президента, Постановления правительства, Уставы, Приказы, Инструкции и т.д.)
10.Отсутствие правовой нормы (пробел в праве)
3.Графический диктант по теме «Общество и социальные институты»
1. Узкое значение термина «институт» - это название специализированных научных и учебных заведений
2. Потребности в воспроизводстве человеческого рода удовлетворяет институт образования
3. Потребности в безопасности и социальном порядке удовлетворяют экономические институты
4. Потребности в добывании средств существования удовлетворяют политические институты
5. Социальные институты являются базисными механизмами регулирования общества
6. Функцией экономических институтов является поддержание законов, правил и стандартов
7. Социализация людей – главная функция института религии
8. Институт семьи является неосновным институтом общества
9. Институт адвокатуры является неосновным институтом общества
10. Институт собственности относится к экономическим институтам
11. Первым запретом общества был запрет кровосмешения
12. Самым ранним социальным институтом является институт брака и семьи
13. «Институализация» обозначает создание социальных институтов
14. Функцией социального института является та польза, которую он приносит обществу
15. Функции – плюсы, дисфункции – минусы
4. Выполнить задание «Закончить предложение» по теме
«Экономика как наука и хозяйство»
1. Слово «экономика» в переводе с греческого означает …
2.Основателями классической политической экономии являются …
3.Экономика – это наука…
4.Основные сферы жизнедеятельности общества…
5.Экономика как хозяйство – это…
6.Ручной труд, натуральное хозяйство, примитивные технологии, преобладание сельского хозяйства – признаки… экономики
7.Административно-командная система господствовала в …
8.Признаками рыночной экономики являются…
9.Господствующей формой собственности в СССР являлась…
10.В современной России конституционно закреплено многообразие…
11.Национализация – это…
12.Переход собственности из частных рук в руки государства называется…
13.Приватизация – это…
5.Составление схем и таблиц по темам: Классификация наук, Формы культуры, Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика и др.
6.Блиц – опрос по теме « Конституция- основной закон государства»
1.Когда и где была принята первая в мире Конституция?
1.Какая из форм правления реализуется в России?
2.Политический деятель, с именем которого связано принятие Конституции СССР в 1936г.?
2. Политический деятель, с именем которого связано принятие Конституции СССР в 1977г.?
3.Когда была принята первая Конституция России?
3. Когда была принята последняя Конституция России?
4.Что означает свобода совести, провозглашенная в Конституции РФ?
4.Что означает политический плюрализм, провозглашенный в Конституции РФ?
5.Какие права российских граждан закреплены в Конституции РФ?
5.Какие обязанности российских граждан закреплены в Конституции РФ?
6.Назовите несколько субъектов РФ
6.Каковы полномочия Президента РФ?
7.Что означает понятие «легитимность»?
7.Что означает понятие «электорат»?
9.Назовите три ветви власти
9.Какой политический институт называют «четвертой властью»?
7.Подготовка мультимедийных презентаций на темы:
-Борьба добра и зла в произведениях народного творчества
-Клонирование человека: биологические и нравственные аспекты
-Христианство (ислам, буддизм) как мировая религия
-Кинематограф (живопись, архитектура, музыка) в современном мире
-Политические лидеры XX века (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин, Д.А.Медведев, Фидель Кастро, Джон Кеннеди, Маргарет Тэтчер, Шарль де Голль, Уинстон Черчиль, Франклин Рузвельт, Индира Ганди и др.)
8.Работа со словарем.
Выписать определения понятий: мировоззрение, культура, субкультура, панки, готы, рокеры, металлисты, рэперы, байкеры и т.д. Выписать определения понятий:
экономика, производство, потребление, протекционизм, национализация, приватизация, рынок, предпринимательство, инвестирование, фирма, спрос, предложение, маркетинг, менеджмент, конкуренция, монополия, налоги, госбюджет, дефицит и профицит госбюджета.9.Комплексный анализ текста.
Ответы на контрольные вопросы:
-Какие науки относятся к социальным?
-Что изучает наука философия?
-Каковы особенности науки социологии?
-В чем заключается значение науки экономики?
-Какова роль науки политологии?
-Какое место занимает юриспруденция среди социальных наук?
-Какое содержание вкладывается в утверждение: «Обществознание – это интегративный курс»?
10.Работа с документом. Конституция РФ. Глава 2.
-Составить конспект «Права и обязанности граждан РФ»
СПИСОК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету по ОУД.10.Обществознание(включая экономику и право)
1.Социальные науки и социальное знание
2.Биологическое и социальное в человеке
3.Потребности и интересы
4.Социализация личности
5.Познаваемость мира
6.Общество и его структура
7.Эволюция и революция
8.Типология общества
9.Терроризм как угроза современной цивилизации
10.Культура и её формы
11.Классификация наук
12.Мораль и её нормы
13.Религия и церковь
14.Искусство и его виды
15.Экономика как наука и хозяйство
16.Административно-командная и рыночная экономика
17.Менеджмент и маркетинг
18.Государство и экономика
19.Государственный бюджет
20.Безработица: причины и последствия
21.Деньги и их функции
22.Банки и их роль в рыночной экономике
23.Глобальные экономические проблемы
24.Социальная стратификация
25.Социальная мобильность
26.Социальный статус и социальная роль
27.Социальный контроль
28.Этнические общности
29.Семья и брак
30.Государство: понятие и признаки
31.Функции государства
32.Формы правления
33.Территориально – государственное устройство
34.Политический режим: понятие и типы
35.Правовое государство
36.Гражданское общество
37.Выборы в демократическом обществе
38.Политические партии
39.Средства массовой информации
40.Право и правовые нормы
41.Нормативно – правовые акты
42.Правонарушения и юридическая ответственность
43.Государственные органы в РФ
44.Гражданство РФ
45. Основные права и обязанности граждан РФ
46.Гражданское право и гражданские правоотношения
47.Правовое регулирование образования
48.Трудовые правоотношения
49.Административное право и административная ответственность
50.Преступления и уголовная ответственность
51.Революция и реформы
52.Прогресс и регресс
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦК______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ЦК________________ /___________________/