Статья «Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного»


Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного
Автор: Баранова Марина Васильевна –
учитель начальных классов
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
города Сарапула Удмуртской Республики
В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых (по новому образовательному Стандарту) должны быть заложены уже в начальной школе. Так, в требованиях Стандарта записано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».
План прочитанного - это один из продуктов, который является отражением уровня сформированности перечисленных аспектов работы с информацией.
План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.
Почему в начальной школе уделяется особое внимание работе по составлению плана текста?
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста, т. е. помогает понять текст, хотя, с другой стороны составить план можно только тогда, когда текст понят. Поэтому, между планом и пониманием существует двусторонняя зависимость.
Работа над планом развивает мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.
Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Особенно велика роль плана, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план даёт возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста.
Восстанавливая содержание текста по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще и средством для самоконтроля и самооценки.
Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, т.е., обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.
Таким образом, умение составлять план текста позволяет обучающемуся снизить затраты времени на чтение и увеличить объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следовательно, облегчить себе работу, что особенно необходимо при переходе в среднее звено, когда объем перерабатываемой информации значительно возрастает.
Приемы обучения составлению плана:
Основной приём обучения - это показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.
На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:
Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.
(Дан текст и даны пункты плана, записанные не по порядку. Нужно восстановить их порядок, согласно прочитанному тексту)(См. «Приложение 1»)
Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.
Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)) (См. «Приложение 2»)При обучении составлению плана целесообразно познакомить школьников с алгоритмом составления плана, и совместно составить критерии оценивания плана, о которых пойдет речь ниже.
Предлагаю вашему вниманию 2 варианта алгоритма составления плана: алгоритм может быть сформулирован коротко (для учащихся 1 классов):
Алгоритм составления плана:
Раздели текст на законченные по смыслу части.
Определи основную мысль каждой части.
Озаглавь каждую часть текста.
И может быть таким (более развернутый вариант):
Алгоритм составления плана:
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста.
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как было отмечено выше, выделение главной мысли является одной из основ умственной культуры при работе с текстом. Без этого умения правильно план не составить. Поэтому приведу примеры приемов выделения главной мысли текста.
Приемы выделения главной мысли текста:
Краткая формулировка сути текста.
Задания, предполагающие соответствующий прием работы:
Какую самую главную мысль ты «прочитал между строк» в сказке В. Берестова «Честное гусеничное». Отметь, с чем ты согласен.
Нужно обязательно держать свое честное слово.
Человек не сразу может разглядеть красоту природы.
Природа способна творить чудеса.
Попробуй самостоятельно дать краткую формулировку (в одном предложении) главной мысли в предложенном тексте.
Анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где – поясняющие её примеры.
Задание: Определи, где в тексте основная мысль, а где – поясняющие примеры (См. «Приложение 3»)

Отбрасывание ненужной в данном случае информации (таких заданий много в математике. Например, задачи с избытком информации). Задание: Убери лишнюю информацию и реши задачу:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка собирали солнечным летним днём на лесной полянке ягоду – землянику. Крупные ягоды они нанизывали на длинные травинки, и у каждого набралось по одинаковому числу земляничек. Решили они присесть на траву, чтобы отдохнуть и пересчитать свои ягоды. Пока Алёнушка поправляла свою косу, шустрый Иванушка забрал себе с её травинки самую спелую земляничку. На сколько ягод стало меньше теперь у сестрицы Алёнушки, чем у братца Иванушки?» Позволяют работать над осознанностью чтения (выделять нужную, главную информацию из предложенной)
(прочитывая её, ребята приходят к выводу, что не вся информация нужна нам для решения этой задачи. Мы исключаем ненужную информацию, оставляя главное для решения задачи).Вышеизложенная работа способствует формированию умения составлять план прочитанного текста.
Чтобы понять, насколько хорошо школьники овладели умением составлять план, периодически учащимся предлагается диагностическая работа по составлению плана прочитанного (См. «Приложение 4»)
Критерии оценивания работы по составлению плана текста могут быть следующими:
Критерии: Результаты по классу (в %):
1 Умение выделить основную мысль текста 2 Умение выделить микротемы текста 3 Умение выделить идею (главную мысль) каждой микротемы4 Умение сформулировать идею микротемы в пункт плана 5 Умение проследить логическую связь микротем и их последовательность 6 Умение точно и полно передать содержание микротем7 Умение оформить работу согласно цели 8 Умение передать логику изложения с помощью языковых средств 9 Умение уложиться в заданный объем работы По результатам данной диагностической работы учителю становится понятно, формированию каких умений нужно уделить больше внимания, чтобы обучающие становились более компетентными в работе с информацией.
Систематическая работа по формированию умения составлять план прочитанного текста способствует развитию навыков обучающихся работать с информацией в целом.
ЛИТЕРАТУРА:
Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – М.: Издательский дом «С – инфо»; Издательство «Баласс», 1999.
Подсказки для взрослых. Приложение для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей к журналу «Читайка» № 5, 2009.
Подсказки для взрослых. Приложение для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей к журналу «Читайка» № 6, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1:
Прочитай текст и план к нему. Расставь пункты плана согласно прочитанному тексту.
ЗадерихвостБольшой медведь бесшумно крался по лесу, осторожно переступая голыми подошвами сухие сучки. Впереди, на лугу, паслись кони. Они часто поднимали головы, нюхали ветер. Но ветер дул от них. Кони поворачивали головы против ветра и ни чуять, ни видеть хищника не могли.
Вдруг из кучи хвороста выскочил крошечный задерихвост – птичка ростом с сосновую шишку; носик востренький, тельце орешком, хвостик торчком. И шныряет везде понизу.
Медведь пал на брюхо, вжался в мох. Да уж поздно: уже заметил его задерихвост. Да как затрещит! И откуда у крохи такой голос: за тысячу шагов вздрогнешь.
Кони заржали, умчались.
В ярости вскочил медведь, кинулся ловить нахального малыша. Вмиг раскидал всю кучу.
А задерихвост мышонком проскользнул у него между ног и вспорхнул на дерево. Поди и поймай его там! Всю охоту испортил медведю. С головой его выдал.
(По В. Бианки)
План:
Медведь подбирается к коням.
Кони не чуют хищника.
Всю охоту испортил!
Задерихвост криком спугивает коней.
Напрасная ярость медведя.
Приложение 2:
Напечатанные смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» - в этом тебе поможет план.
Вот видит собака колбасу, а достать ее не может, потому что комод высокий, а она совсем маленькая, вроде кошки. Маленькая-то она маленькая, но довольно хитрая. Она немножко подумала, как профессор, и вот что придумала.
Потом пришли хозяева. Они рассердились, что исчезла колбаса, и хотели побить собаку. Но когда узнали, каким образом собака достала колбасу, не стали ее бить. Только засмеялись и сказали: « Ох, до чего умная у нас собака! Нам даже не жалко, что она колбасу съела».
Одна собака увидела на комоде колбасу. А дома никого не было. Наша собачища расхрабрилась и решила эту колбасу стянуть. И до того она захотела полакомиться этой колбаской, что у нее даже слюнки потекли.
Сначала зубами выдвинула нижний ящик комода. Затем взобралась на этот ящик и немного выдвинула второй ящик. Взобравшись на второй ящик, она совсем немного выдвинула и третий ящик. И наша собачонка спокойно и без тревог поднялась по этой лестнице, достала колбасу и слопала ее без остатка.
(По М. Зощенко)
План:
Собака видит вкусную колбасу.
Как добраться до колбасы?
Хитрый план.
«Ох, до чего умная у нас собака!»
Приложение 3:
Определи, где в тексте основная мысль, а где – поясняющие ее примеры.
Культурное превосходство той или иной страны часто приводит к тому, что ее письмо заимствуется соседями, менее развитыми в культурном отношении.
В древние времена вавилонский язык был языком общения всего Ближнего Востока, и его распространение было сравнимо с распространением латыни в Средние века.
В более поздние времена греческий, латинский, русский и арабский алфавиты широко использовались (и используются поныне) для многих различных языков.
Приложение 4:
Озаглавь текст и составь план прочитанного.
С утра до вечера без устали перепархивают синицы с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый куст. Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
Синицы – красивые птички, ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
Ранней весной синица начинает вить гнездо. Еще холодно, поэтому гнездо она делает из пуха перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине.
Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или синицы сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду.
К концу лета в одной синичьей стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В длинные морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.