Статья Графические схемы как способ работы с учебной информацией на уроках самопознания


КГУ «Начальная школа №1 города Зыряновска»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Графические схемы как способ работы с учебной информацией на уроках самопознания
Учитель Заверняй Т.И.

2013 – 2014 учебный год
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Графические схемы как способ работы с учебной информацией
на уроках самопознания
За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными технологиями и способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.
В процессе учебной деятельности учащимся приходится часто работать с учебной информацией. Наиболее эффективным способом, на мой взгляд, является использование графических способов представления информации.
Графические схемы
позволяют представить тему наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся;
обеспечивают прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимися.
Учитель может:
использовать готовые графические схемы (в учебниках или на плакатах);
заранее готовить к уроку собственные графические схемы (презентации, опорные конспекты);
строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала;
организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем.
Хочу остановиться на некоторых способах работы с учебной информацией с использованием графических схем на уроках самопознания в начальной школе.
Прием «Кластер»
Формируемые навыки:
Совместной работы
Систематизации информации
Сущность метода:
Термин происходит от английского «cluster» - гроздь, скопление.
При построении кластера
В центре располагают ключевое понятие;
На втором уровне – понятия, раскрывающие смысл ключевого;На третьем уровне идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.
Пример: Тема урока «Учимся уважать» 2 класс
Задание: составьте в группе кластер к понятию «УВАЖЕНИЕ»
УВАЖЕНИЕ



К СТАРШИМ

К ДРУЗЬЯМ

К ШКОЛЕ

К РОДИНЕ

К СЕБЕ

Соблюдать правила поведения
Уступать место


Уважать гос. симвволыНе ссориться с друзьями

Ухаживать за собой

Метод «Иерархия бриллиантов»
Формируемые навыки:
Совместной работы
Мышления, принятия решений
Сущность метода:
Метод используется в процессе работы малыми группами и направлен на определение приоритетов в выборе информации, формирование у учащихся навыков ранжирования определенных вопросов и его обоснования.
Алгоритм реализации метода
Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или стикере девять идей в отношении определенного вопроса.
Ученики отбирают и располагают в верхнем поле одну наиболее приоритетную карточку, далее, на последующих местах располагают карточки в следующем порядке: на втором месте – две карточки, на третьем – три карточки, на четвертом – две и на пятом, внизу – одна карточка, представляющая наименьший приоритет. Карточки образуют форму бриллианта.
Ученики должны стремиться к согласованности мнений, которая достигается совместным обсуждением порядка расположения карточек и его обоснования.
Наиболее приоритетные карточки могут быть изучены более детально.
Пример: Тема урока «Общечеловеческие ценности» 3 класс
Задание: назовите общечеловеческие ценности. Используя метод «Иерархия бриллиантов», выберите приоритетные. Обоснуйте свой ответ.
ЖИЗНЬ

МИР
СЕМЬЯ

ДРУЗЬЯ
РОДИНА
ЛЮБОВЬ

ПРИРОДА
ЗНАНИЯ

КРАСОТА

Диаграмма Венна
Формируемые навыки:
Совместной работы
Анализ и сопоставление понятий, терминов, объектов.
Сущность метода:
Диаграмма Венна – один из видов графических организаторов, позволяющий провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более предметов, (явлений, фактов, понятий).
Строится на двух и более пересекающихся кругах.
Алгоритм реализации метода:
Учащиеся заполняют два круга, в каждом из которых перечисляют характерные черты двух понятий (предметов, явлений);
На пересечении кругов записывают общие черты этих понятий (предметов, явлений);
Другие учащиеся при необходимости предлагают свои варианты.
Пример: Тема урока «Жизнерадостность и оптимизм» 3 класс
Задание: используя диаграмму Венна, сравните понятия «ОПТИМИСТ» и «ПЕССИМИСТ»
Мрачный
Неуверенный в
себе
Грустный
Ничему не рад
Жизнерадостный
Уверенный в себе
Веселый
Радуется всему
ОПТИМИСТ ПЕССИМИСТ
Ч
Е
Л
О
В
Е
к

Денотатный граф
Формируемые навыки:
Совместной работы
Систематизации учебной информации
Сущность метода:
Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:
Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание). Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
Пример: Тема «Учимся общению» 3 класс
Задание: прочитайте притчу «Мудрость Эзопа». Проанализируйте тест, найдите ключевое слово и составьте к нему денотатный граф.
ЯЗЫК



вызывает
объясняется
мирит
дает



ссору
в любви
людей
знания

СинквейнФормируемые навыки:
Кратко выражать свои мысли и эмоции
Резюмировать информацию
Сущность метода:
Происходит от французского слова "cing" - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Правила написания синквейна:
Первая строка – ОДНО слово, тема синквейна.
Вторая строка – ДВА прилагательных, описывающих тему.
Третья строка – ТРИ глагола, действия, которые производит ключевое понятие.
Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к теме.
Пятая строка – ОДНО слово – синоним к ключевому слову или ассоциации к нему.
Пример: Тема урока «Начало начал» 3 класс
Мама. Добрая, милаяПонимает, переживает, заботится.Я обожаю свою маму. Подруга.
Применение данных приемов на уроках самопознания, на мой взгляд, позволяет получить очень хороший результат, поскольку задействованы различные виды памяти и восприятия. Графические способы работы с информацией позволяют лучше запоминать и осмысливать изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети учатся более вдумчиво воспринимать содержание, выделять нужную информацию, составлять текст самостоятельно, доказывать свою точку зрения.
Кроме того, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами на уроке. Они думают, анализируют информацию, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Литература:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.