АДАПТАЦИОННАЯ ИГРА ПО МЕТОДУ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА «ШЕСТЬ ДУМАЮЩИХ ШЛЯП » РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ.


АДАПТАЦИОННАЯ ИГРА ПО МЕТОДУ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
«Шесть ДУМАЮЩИХ шляп »
развитиЕ НАВЫКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО критического мышления, навыков работы с информацией.
Учитель: Алейникова А.Н.

Пояснительная записка.
Индивидуальность - это отличительная особенность себя от другого человека или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть. "Я", ум, разум, мышление, СОЗНАНИЕ и чувства указывают на значение этой стороны человека в общем ходе космического и исторического процесса. При этом всякое развитие человека есть выделение его индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Б.Г. Ананьев писал: "Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения ЦЕЛОГО ( на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему "закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств ( личности, индивида, субъекта) . Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Гармония частей есть основа индивидуальности."Переходный возраст это поворотный пункт, который  Р. Штайнер назвал «Рубиконом детского развития».  Подобно Цезарю, который перешел реку Рубикон и тем самым отрезал все пути назад,  дети  переживают важный кризис взросления - навсегда выходят из детского возраста. Ребенок ощущает себя самого противостоящим окружающему миру. Мир не так прекрасен, послушен и мудр, каким его создала детская фантазия. Противостояние становится жизненной реальностью в сфере чувств.  Ребенок ощущает в эти годы наличие собственного "Я", отделенного от внешнего мира, как глубокую трагедию.  Помогает лишь собственное решение, собственный поступок. При этом посторонний может лишь посоветовать, но не помочь. Волевой поступок, особенно там, где речь идет о важных жизненных вещах, может быть совершен лишь самостоятельно, потому что он ответственен только сам.
Разбираясь в себе, мы видим что определенный набор мыслей вызывает в нас сильную эмоциональную реакцию – которая заставляет нас действовать определенным образом. У нас даже не возникает вопроса, правильна ли эта реакция и возможны ли другие реакции. Мы живем, не думая – в ситуациях, где здравое мышление нужнее всего.
Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической позиции. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие). Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно. Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.
Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше.
Назначение метода
Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого индивидуального стиля мышления.
Цель:
Помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, при применении навыков критического мышления ориентированных на развитие индивидуальности. 
Задачи:
научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задач путем развития конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитического и оценочного.Дать детям представление об особенностях их индивидуального стиля мышления научить находить пути решения проблем с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
максимально результативно использовать работу мышления для решения поставленных задач;
расширять восприятие, помочь разглядеть проблему с разных точек зрения;
помочь разделить свое эго и мышление;
выявлять и развивать индивидуальный стиль мышления;
работать с информацией; находить выгоды и возможности; использовать интуицию;
критически анализировать проблемы; генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Специфика При офсетной печати цвета, нанесенные по отдельности, смешиваются и дают цветную картинку, так же и этот тренинг уделяет внимание разным сторонам мышления для его совершенствования. Данный метод предполагает тренировку шести аспектов мышления по очереди. Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют наиболее распространенные типы мышления. Взятая цифра охватывает основные способы мышления, поэтому уменьшение количества шляп было бы не целесообразно, а увеличение осложняло усвоение материала.
Способ применения шляп
1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.
2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.
3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Введение.
Сказка о волшебнике и о шести его сыновьях.
Однажды, много лет назад жил волшебник.
Был он добрым и мудрым. Люди обращались к нему со всеми своими вопросами и проблемами, любили и уважали его. На все вопросы умел находить он ответы. И было у него шесть сыновей. Но самым большим сокровищем его была шестицветная волшебная шляпа. Надев ее, человек становился самым мудрым на свете и мог решить любую проблему. Ведь это была думающая шляпа мудрости, предмет обожания и зависти многих мудрецов того времени. Но время летит неумолимо. Прожив с достоинством свой век, волшебник понял, что умирает. Созвал он шесть своих сыновей, сказал: « О, милые сыновья мои, пришла мне пора умирать. Самое большое сокровище, которое есть у меня – это думающая шляпа мудрости. Благодаря ей мы процветали все эти годы и не знали бед. Я ОСТАВЛЯЮ ВАМ СЕЙ ЧУДЕСНЫЙ ДАР, РАЗДЕЛИВ ЭТУ ШЛЯПУ НА ШЕСТЬ ШЛЯП РАЗНОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОГ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ» ...Прошло много лет…и вот как прожили его сыновья.
1. Владелец красной шляпы был очень эмоциональным, откровенным, у него было много друзей, он всегда был в центре внимания. Но у него также было много врагов, и государство его обнищало.
2. Сын волшебника со шляпой желтого цвета оказался в сфере позитивного мышления. Он умел видеть только лучшее в ситуации. Но не видел негативных сторон происходящего и люди злоупотребляли его добротой и пользовались его наивностью.
3. Владелец черной шляпы был очень осторожен. Он критически оценивал происходящее. Всегда мог предостеречь от недочетов и возможных рисков. Был сказочно богат, но не было у него друзей и близких людей, и к старости был он одинок.
4. Сын волшебника со шляпой зеленого цвета был очень творческой личностью, под его шляпой рождались нестандартные подходы, решения и идеи. Однако, много раз он очень рисковал и в результате приобрел много недоброжелателей и завистников.
5. Владельца шляпы белого цвета обсуждал только доступные ему факты и цифры, вел различные дневники, подсчитывал расходы. Был он очень богат, но скуп и не было у него преданных друзей.
6. Сын волшебника со шляпой синего цвета ставил цели для будущей работы и подводил итоги, но абсолютно ничего не предпринимал для достижения этих целей. В результате, он не смог осуществить ни одной.
II. Разделение класса на группы по типу мышления (по результатам анкетирования)
Сегодня я предлагаю вам побыть волшебниками и мудрецами. Предварительно с вами было проведено анкетирование и тестирование, определен ваш тип мышления. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы согласно вашему цвету и взглянуть на мир, надев корону цвета, противоположного вашему и попытаться взглянуть на предложенную проблему с другой, не свойственной вам стороны. Итак, быть может мы окажемся более успешными, чем сыновья волшебника.
III. Тренинг с надеванием шляп .
Уважаемые мудрые волшебники, на ваше рассмотрение представляется очень сложная проблема. К сожалению во многих случаях индивидуальность человека не всегда объективно воспринимается окружающими.
Посмотрите видео ролик к фильму "Чучело" , определите проблему и попытайтесь проанализировать ее.
(Просмотр видео ролика "Чучело")
Ребята, как вы думаете, в чем заключается проблема данной ситуации? Актуальна ли данная тема в наши дни? Почему? Попытайтесь проанализировать данную информацию согласно предложенному цвету. Вам поможет список примерных вопросов.
Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
какая информация имеется;
какая информация необходима;
как и где получить недостающую информацию.
Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями).
Вопросы, которые мы задаем «под Красной шляпой»:
что я сейчас чувствую;
что мне подсказывает моя интуиция;
что говорит мне мой «внутренний голос».
Черная  шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
каковы возможные проблемы;
каковы вероятные сложности;
на что нужно обратить внимание;
в чем опасность.
Желтая  шляпа — требует сознательного усилия. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
каковы преимущества;
каковы положительные стороны;
в чем ценность;
привлекательна ли концепция данного предложения;
можно ли это воплотить в жизнь.
Зеленая шляпа Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
какие творческие идеи имеются;
каковы возможные альтернативы;
как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Синяя шляпа — особая шляпа. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией.
Вопросы «под Синей шляпой»:
с чего начать;
что на повестке дня;
каковы цели;
какие шляпы использовать;
как подвести итог;
что делать дальше.
Итак, господа волшебники, можно ли решить проблему исходя лишь с какой-либо одной позиции?
(Конечно нет, для того, чтобы решить проблему эффективно, необходимо рассмотреть ее со всех сторон в комплексе, учесть ее положительные и отрицательные стороны, продумать возможные пути ее решения.)
Была ли идея разделения шляпы удачной? Почему? Нет.
IV. Изготовление новых (шестицветных) шляп.
Раз уж нам сегодня представилась возможность побыть волшебниками, то я предлагаю вернуть каждой шляпе ее былую мощь, дополнить шляпы другими цветами и сделать их шестицветными. Учащиеся наклеивают на шляпы разноцветные фрагменты бумаги.
V. Знакомство с алгоритмом решения проблемы.
В жизни вы столкнетесь с различными проблемами и трудными ситуациями. Наша задача заключается в том, чтобы достойно их решать. Помните: НЕРАЗРЕШИМЫХ ПРОБЛЕМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Метод предложенный вам сегодня позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Достаточно лишь анализировать любую проблему по следующей схеме.
Алгоритм решения проблемы.
под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно; под Зеленой шляпой — каковы творческие идеи по решению данной проблемы); под Желтой шляпой  — плюсы, позитивные моменты; под Черной шляпой  — трудности, с которыми можно столкнуться; недостатки идеи;под Красной шляпой  — свое отношение к проблеме; под Синей шляпой — контроль: все ли высказывания соответствовали заявленному; обобщение и выводы.
VI. Рефлексия. Вопросы для рефлексии в конце занятия:
Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?
Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось?
VII. Подведение итогов. Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей. Просмотр мотиватора "Я ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ"
Литература:
Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.
Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий — Галкин Дмитрий Владимирович — бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики — Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (CavendishTraining, Oxford).