Доклад о применении Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Доклад
Применение «Технологии развития критического мышления» на уроках русского языка и литературы.
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми.
Облегчает понимание различных «взглядов на мир».
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности, что соответствует стандартам второго поколения.
Цель технологии: обеспечить
развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс
развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
ЭТАПЫ УРОКА
1. Вызов (актуализация субъектного опыта):
а) организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изученным материалом;
б) пробуждение познавательной активности (формулировка учащимися гипотезы, предположения или вопроса высокого уровня);
в) определение учащимися направлений в изучении темы (тех аспектов, которые хотелось бы обсудить в настоящее время).
2. Реализация смысла:
а) работа с информацией по поставленной цели;
б) самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.
3. Рефлексия:
а) самостоятельное систематизирование нового материала;
б) определение направления для дальнейшего изучения темы.
Основой технологии развития критического мышления являются вопросы.
1. Простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти).
2. Уточняющие (формируют способности выражать свои мысли).
3. Вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков)
4. Оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления).
5. Творческие (направлены на развитие творческого мышления).6. Практические (требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям).
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Кластеры
Использование знаковой системы
Таблица «Знаю – узнал – хочу узнать»
Сюжетная таблица
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Дерево предсказаний»
В ПРИМЕНЕНИИ РЕФЛЕКСИИ ВОЗМОЖНЫ ТАКИЕ ПРИЕМЫ:
«МЫСЛИ ПО АНАЛОГИИ», то есть для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и т.д.
«РАЗМЫШЛЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО» - этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов.
Применение методических приемов
Чтение с остановками (данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу).
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом на примере произведения В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» 6 класс.
1. Рассказ учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием?
3. Заранее выделите в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок задайте вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Сделайте акцент на вопросах высокого уровня.
-Обратимся к эпизоду «Собирание ягод». Что заставило героя высыпать ягоды и отдать их соседским ребятишкам «на съедение»? Как, по вашему мнению, дальше будут разворачиваться события? Какие чувства вызвал этот отрывок текста? и т.д.
После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».
Мальчик наберет ещё ягод.
Расскажет бабушке правду.
Что произойдет дальше?

Дерево предсказаний
На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.
Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом.
Стратегия «Вопросительные слова»
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме. помогают им создать «поле интереса».
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.
Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы.
Затем – мы просим учащихся обсудить свои списки и выбрать два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор.
Вопросительные слова Основные понятия темы
Kак? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Kакой? Зачем? Kаким образом? Kакая взаимосвязь? Из чего состоит? Kаково назначение?
Вопросы по произведению И.С. Тургенева «Муму»
Вопросительные слова Основные понятия темы
Kак речь барыни отражает её социальную принадлежность? Зачем писатель создал образ Татьяны? Kаким образом пейзаж помогает развитию сюжета? Kакая взаимосвязь между портретом Герасима и описанием его каморки? Речь героя
Образ
Портрет
Пейзаж
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Дети должны различать «тонкие» вопросы (на которые можно дать однозначный ответ) и «толстые» ( на которые следует давать развернутый ответ)
«тонкие» вопросы «толстые» вопросы
? ?
Кто…? Дайте объяснение, почему… ?
Что…? Почему вы думаете…?
Когда…? В чем разница…?

3.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» является комедией?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в финале произведения, если бы князь Андрей Болконский не умер?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после «переделки» пьесы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать за поведением глухонемых? Им легко общаться?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки»)
1. После краткого введения попросите учащихся индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией и составить некую «гроздь» (или «кластер»), в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.
2. На доске, всем классом мы составляем общую «гроздь», общий кластер по данной теме. Это – не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Те эллипсы, содержание которых вызвало споры, можно отметить знаком вопроса. Необходимо обсудить, какие темы для нас являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание можно объединить.

3. Теперь настало время почитать текст. Предлагаем детям следующую систему разметки.
«√» – знал, но забыл (известная информация, по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация). «–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете). Попросите детей делать пометки по мере необходимости и не слишком часто использовать «галочку».
4. После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:
√ + - ? 5. Обсудите результаты заполнения таблиц и скорректируйте общую «гроздь» на доске. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».
Использование знаковой системы можно использовать на уроке русского языка при изучении темы «Причастие как часть речи», когда ученик, рассматривая материал, отмечает:
Признаки прилагательного и глагола – «+»
Но это не похоже ни на прил., ни на глаг. – «-»
Что это за часть речи – «?»Кластер
Суть приема состоит в том, что по периметру страницы в овалы учащиеся записывают известную им информацию, продвигаясь к идее её объединения, т.е. теме, идее произведения, характеристике героя и т.п. Таким образом осуществляется поиск проблемы по сформулированным идеям, выводам.
Подобная работа помогает систематизировать материал или сделать необходимые выводы.
Пример: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: -Запишите, как ведет себя Петр Гринев после нападения Пугачева на крепость?
Остался в крепости
честь
Не перешел на сторону ПугачеваСпасает Машу
О какой черте характера это говорит?
Таблица «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
Её цель – развить мыслительные способности учащихся, помочь выработать им собственную позицию по изучаемой теме. С помощью этой таблицы учащиеся собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: Образ Петербурга в романе
Знаю Хочу узнать Узнал
-красивый город
-река Нева
-мосты
-белые ночи (после изучения страниц с описанием городского пейзажа, уличных сцен, интерьеров жилищ)
-узкие улицы, теснота, грязь
-духота, безысходность Какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Применение приема «дерево предсказаний» на уроках русского языка.
Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.
Отправиться на встречу (с другом)

сущ. с предлогом
Выйти навстречу
Наречие Предлог
(Пойти) навстречу другу
(на) встречу

Метод групповой работы
Один из применяемых здесь приемов – мозговая атака. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.
Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
А. Блок. «Двенадцать».
А. Блок говорил Н. Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец поэмы… когда я кончил, я сам удивился, почему Христос. НО ЧЕМ БОЛЕЕ Я ВГЛЯДЫВАЛСЯ, ТЕМ ЯСНЕЕ ВИДЕЛ ХРИСТА»
-Каков смысл появления Христа в конце поэмы?
Рекомендуемая литература
1. Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.
2. Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
Книги по развитию критического мышления можно заказать напрямую в издательстве «Альянс «Дельта» по телефону в Санкт-Петербурге (812) 110-61-34.