Конспект урока математики на тему Письменный прием вычитания вида 50-24 (урок введения нового знания).


Конспект урока математики. 2 «Б» класс. Программа «Школа России».
Учитель: Тетюева Е. В.
Тема: Письменный прием вычитания вида 50-24 (урок введения нового знания).
Цель: Создание условий для определения алгоритма нового письменного приема вычитания из круглых чисел двузначных чисел. 
Задачи:
1) Разработать алгоритм вычитания из круглого числа двузначного числа столбиком. 
2) Формировать УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).
3) Прививать интерес к математике.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, зачем вы приходите на уроки?
Слайд 1 Американский педагог, писатель - Дейл Карнеги сказал: «Сильное желание чему-то научиться — это уже 50% успеха». Как вы понимаете смысл высказывания?
- Математика – сложная наука, но ее понимание важно для вашего развития и решения трудных жизненных ситуаций.
2.Актуализация знаний. Устный счет.
Случайно я услышала сообщение орнитолога о птицах.
- Как вы думаете, о чем он мог сказать?
Слайд 2 Он рассказывал о зимующих птицах Пермского края, их внешних особенностях, о пользе этих птиц.

Слайд 3 Рассмотрите информацию:
Название птиц Длина тела Вес птицы Размах крыльев Количество насекомых, уничтоженных птицей за час
Синица 17 см 21 грамм 26 см 24 штук
Поползень 14 см 25 граммов 27 см 20 штСвиристель 23 см 67 граммов 35 см 50 штСнегирь 20 см 35 граммов 25 см 26 штВоробей 16 см 33 грамма 28 см 23 шт А)В виде чего представлена данная информация? (таблица)
Б)На какие группы можно разделить числа в столбце «длина и вес»? (четные-нечетные; круглые и некруглые)
В)Сколько видов птиц представлено в таблице? (5)
Г)Сколько граммов весит снегирь? (35) Представьте число 35 в виде суммы разрядных слагаемых. Как называются компоненты и результат при сложении? Как можно проверить сложение? Назовите компоненты и результат при вычитании. (30+5=35; 35-30=5)
Д) На сколько меньше размах крыльев снегиря, чем свиристели?
(35-25=10)
Е) На сколько больше свиристель весит, чем поползень? (67-25=42)
Слайд 4
- Выпишите все числа, которые соответствуют весу птиц в порядке убывания. (67, 35, 33, 25, 21)
А) Что общего у этих чисел? (двузначные, некруглые, нечетные)
Слайд 5
Б) Прочитайте числа. Назовите те числа, у которых число десятков меньше числа единиц? (67 35 25)
Слайд 6
В) Какие круглые числа находятся в натуральном ряду вблизи этих чисел? (70, 40, 30)
Слайд 7
- Орнитологи призывают подкармливать птиц, чтобы они перезимовали.
- А что можно насыпать в кормушки, чтобы подкормить птиц?
- На листочках - записи; Что это?
- А какое задание вы дадите себе перед чтением задачи?
- осознанное чтение;
- соотношение между величинами;
- модель (в виде краткой записи)
- вычисление;
Задачи:
В одну кормушку ребята насыпали 28 граммов семечек, а в другую на 8 граммов меньше. Сколько граммов семечек ребята насыпали во вторую кормушку?
На рябину сели 35 птиц, из них, 15 – свиристелей, а остальные - снегири. Сколько снегирей село на рябину?
Проверка:
1 задача 28-8=20 г
2 задача 35-15=20 пт
3. Открытие новых знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 8
- Какую главную пользу приносят птицы летом? (уничтожают вредных насекомых)
- Выполните следующие действия, и вы узнаете, сколько вредителей могут уничтожить птицы летом за час.
Синица: 48-24
Поползень: 58-38
Свиристель: 72-22
Снегирь: 50-24
Воробей: 38-15
- Каким способом можно записать решение этих примеров?(столбиком)
Слайд 9
Синица: 24
Поползень: 20
Свиристель: 50
Снегирь: 26
Воробей: 23
- Какими правилами вы пользовались для того, чтобы решить примеры?
У доски решают двое. Запись решения оформляем в столбик.
- Сколько получилось? У кого другие ответы? А почему? (мы не умеем вычитать).
Слайд 10
- Какая тема урока? (Прием вычитания вида 50-24)
Слайд 11
- Цель? (научиться вычислять письменно примеры вида 50-24)
4.Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы. Работа в группах.
- Кто же был прав? Как узнать? Для этого мы соберемся в группы, чтобы решить этот пример, составить алгоритм решения данного примера и сделать вывод.
50-24
Алгоритм вычислений:
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Занимаю десяток. Из десяти вычитаю 4, получается 6; пишу под единицами.
Вычитаю десятки. Один десяток занимали, осталось 4 десятка. Из 4 вычитаю 2, получается 2; пишу под десятками.
Читаю ответ – 26.
Слайд 12
Алгоритм вычислений:
1)Пишу_______под единицами, _________под десятками.
2)Вычитаю _________. Из 0 нельзя _________4. Занимаю _________. Из десяти __________ 4, получается ________; пишу под _________.
3)Вычитаю _________. Один _________занимали, осталось 4_______. Из 4 ________ 2, получается _______; пишу под ________.
4)Читаю _______– _____.
5.Выступление групп. Презентация выводов.
6.Физминутка. Если вы согласны с утверждением – бежим на месте, если нет – стоим ровно.
- сегодня 7 февраля 2016 года (-)- завтра будет 8 февраля 2017 года (+)- если 12 увеличить на 8 получится 21 (-)
- если 15 уменьшить на 7 получится 8 (+)
- чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (-)- вы любите математику
7.Применение новых знаний. Первичное закрепление.
- А теперь вспомним работу орнитологов. Поможем орнитологам пересчитать зимующих птиц. Для этого решим примеры, пользуясь алгоритмом:
Слайд 13
Один у доски с объяснением:
90-56=34
70-22=48
80-17=63
Слайд 14
Самостоятельно:
90-26=64
60-44=16
50-28=22
8.Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой работали? Слайд 15
- Какую цель мы поставили? Слайд 16
- Добились ли цели?
- Где можно применить эти знания?
9. Самооценка.
- Вспомните свою работу на протяжении всего урока и выберите то утверждение, которое вам подходит в оценочном окне.
Слайд 17
Оценочное окно:
Сразу могу применить

Совсем непонятно ----------------------------------→ Хорошо понятно

Никогда не смогу применить
Слайд 18
10. Домашнее задание (по выбору)