Доклад по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ФОРМИРОВАНИе ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВий обучающихся НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ через проблемные задания на уроках русского языка

Шлыкова Галина Егоровна
учитель начальных классов
МОУ «Новоуколовская средняя
общеобразовательная школа»
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня подразумевают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий, определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
К основным видам УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
В ходе выполнения проблемных заданий на уроках русского языка мои обучающиеся сами «добывают» необходимые сведения. В частности, при формировании понятий о предмете, признаке и действии предмета практикуется комбинированное использование проблемных заданий и различных форм наглядности. Вопросами стараюсь побуждать учеников осмыслить новые для них явления, выделить в них основные признаки и сформулировать правило.
На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти решение поставленной задачи. На этапе контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, а также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе являются задания в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.
Приведу пример:
Сравните правый и левый столбики. Я ученик первого класса. Я первого класса. В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат. Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель. учебники и пенал.
1. Обе ли записи слов являются предложением? Если нет, то почему?
2. Какое слово и куда нужно добавить, чтобы получилось предложение?
Решение обучающимися учебной задачи (задания) в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов. Во-первых, это понимание задачи, сформулированной в готовом виде учителем или определяемой самим учеником в зависимости от того, на каком уровне проблемности она находится. Во-вторых, это «принятие» задачи учеником, если она поставлена перед ним учителем. Задача должна решаться учеником для себя, она должна быть личностно значима. Она должна быть понята и принята к решению. В-третьих, ее решение должно вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой) и желание поставить и решать собственную задачу и т. д.
Искусство получения устной или письменной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к актуализации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, который ведёт к синтезу имеющегося материала.
Пример:
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы: а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности.
Для того, чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, руководствуюсь программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:
1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.
2. Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений.
3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению.
4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.
Чтобы деятельность обучающихся по выполнению проблемных заданий была эффективной, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет важное значение. Именно проблемные задания на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Пример:
Прочитай текст. Найди в нём существительное с такой характеристикой: неодушевленное, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.
Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.
Очень часто при предъявлении обучающимся проблемного задания спрашиваю, знают ли они что-нибудь по этой теме и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если дети однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, стараюсь путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу. При этом проблемные задания должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Они должны нацеливать ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых эти задания не могут быть выполнены.
Пример:
I. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:
1) море, кофе, солнце, растение
2) соль, пыль, ремень, пристань
3) камень, конь, лань, огонь.
Предъявление учащимся проблемных заданий в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:
 привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу;
 поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
 помочь определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
 помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: 2011.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.
5. Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.


15