Урок математики:Письменный приём вычитания вида 52-24(2 класс)


Конспект урока математики "Письменный приём вычитания вида 52-24"
Автор: Васильева Ольга Васильевна, учитель МБОУ СОШ № 56 г. Воронежа. 
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.Целевые установки:
предметные:
Отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.
второклассники познакомятся с приёмом вычитанием двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом, меньше, чем в вычитаемом.
закрепят знания состава чисел, устных и письменных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи в одно и два действия;
метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Педагогическая технология: технология разноуровневого обучения, присутствуют элементы технологии здоровьесбережения.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран,
Указка, мел, доска.
рисунок Вовки,
сундучок с сюрпризом
Для учеников:
Тетрадь.
Учебник.
Ручка, карандаш, линейка
Время реализации занятия: 45 минут.
Ход урока:Слайд 1

I. Организационный момент 
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
Тихо сели!Сегодня у нас необычный урок! К нам пришли гости, и мы постараемся показать, как умеем с вами дружно, и четко работать.
Девиз нашего урока:
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!

Слайд 2

- Ребята, а вы смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»? (да) Представьте себе, Вовка снова взялся за старое, не хочет учиться, решать примеры и писать, стал опять лениться. И так как он не хотел ни чего делать, он снова попал в сказку. Он очень растерялся, расстроился и просит вас помочь ему добраться до Тридевятого царства и оттуда попасть домой.- Ну что, возьмёмся помочь ему? (да)И сказка наша называется «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве».II. Актуализация знаний. 1. Устный счёт. И вот Вовка очутился в красивом, сказочном городе. Погуляв немного по городу, он встретил царя, царь сидел в своём троне и скучал. Слайд 3

Озорник Вовка решил немного развеселить царя и поиграть с ним в Слайд 4 

«Математический баскетбол», а так как Вовка в математике не силён, вы ему должны помочь забросить все мячи точно в кольцо. Но мячи не простые, а волшебные, мяч можно бросить в кольцо, только тогда, когда вы решите пример, который написан на мячике.И так, начнём! Кто посчитал, поднимет руку и даст ответ, если он правильный, значит вы кидаете мяч в кольцо. 
9+7=16 7+3=12 15-6=9 9+4=13 13-7=69+9=18 6+8=14 11+7=18 15-8=7 14-9=5
-Молодцы! - Как рад Вова, вы и ему помогли и царя потешили. Царь в благодарность показал дорогу на Тридевятое царство. И Вова пошёл дальше.2. Задание геометрического характера.И вот идёт он дальше и набрёл на землянку, у которой сидит старуха. Слайд 5

Спросил Вовка у старушки как добраться до царства, но она не знала и отправила мальчика к Золотой рыбке. Слайд 6Рыбка ещё сказала: «Вот решишь все мои задачки, тогда расскажу, как попасть в Тридевятое царство». Согласился Вовка, но просит ему помогать.

А задания такие: на слайде 7 нарисованы углы, дайте название каждому углу (тупой, острый и прямой) - А вот следующее задание сложнее, надо решить задачки: 3. Логическая разминка. Слайд 8

• Когда из аквариума взяли 9 рыбок, то в нём осталось 11 рыбок. Сколько рыбок было в аквариуме? (9+11=20 рыбок)• У Вовки было 2 яблока и две половинки. Сколько яблок у Вовки? (3)Сжалилась рыбка и рассказала, что надо найти полянку на которой проходит «Слёт юных Василис», с конкурсом «Минута славы» вот они ему и укажут куда идти дальше.III. Самоопределение к деятельности.1. Создание проблемной ситуации.слайд 9

Вова побежал дальше и нашёл полянку, на которую юные Василисы прилетели из разных сказок для показа своих талантов и обмена премудростями. И Вовка прибежал туда, а они кстати, решали примеры в столбик. Тогда Василисы посадили Вовку за парту. Слайд 10.

- Ох, и Вовка, научим его быть прилежным учеником! - сказали Василисы.- Они предлагают и вам решить примеры в столбик, но для этого сначала необходимо записать красиво число и классная работа и чистописание.(на слайде 11) - примеры записаны в столбик


67-14=41+24=70-24=52-24=
- Решите примеры самостоятельно в тетрадях.Вовка решил всё, посмотрите на его работу… (большой лист с примерами)– Какое числовое выражение вызвало у вас затруднение? (52 -24)И у нашего героя тоже возникли проблемы с этим примером, давайте все вместе разбираться.- Посмотрим на выражение. - Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? (нет, так как оно меньше)IV. Работа по теме урока.1. Знакомство с вычислительным приёмом.Василисы Премудрые предлагают решить пример при помощи счётных палочек.
- Как отложить число 52? (количество десятков выложим пучками, а их у нас 5, а количество единиц выложим при помощи отдельных палочек, их 2). Слайд 12

- Как отложить число 24? (это 2 пучка и 4 палочки)- Как будем вычитать? (из 5 десятков вычтем 2 десятка, останется 3 десятка) Слайд 13

- Какой шаг будет следующим? (надо забрать ещё и единицы, развяжем 1 пучок и станет 12 единиц,(Слайд 14) вычтем 4 единицы и останется 8 единиц) 

Слайд 15

- А сколько десятков? (2)- Какое число получили? 28- А теперь решим этот пример вместе в столбик, я на доске, а вы в тетрадях (вместе с учителем рассуждают) - Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? (нет)- Подумайте, как показать в этой записи, что один десяток переходит к единицам. (нужно поставить точку над десятками, чтобы не забыть) 52-24=28 (запись в столбик)- Сколько единиц стало? (12)- Сейчас сможем вычесть? (да)- Сколько единиц получилось? (8)- Сколько десятков осталось? (5-1-2=2)- Какой ответ получился? (28)- Какой способ вычисления удобнее: в строчку или в столбик? Вова очень удивлён, что он смог разобраться с примером и ему даже понравилось. Вот это мы потрудились!Тут Василисы попрощались с мальчиком и показали ему дорожку, идя по которой он придёт в Тридевятое царство.V. Дыхательная медитация. Слайд 16

А по пути в царство Вовка увидел «Двух из ларца одинаковых с лица», и вот тут решил наш герой отдохнуть и сделать дыхательную медитацию. Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза. Вы идёте по лесу. Вдох. Выдох. Какой чистый воздух. Вдох. Выдох. Вот елочка в снежном наряде. Вдох. Выдох. Как красиво кругом. Вдох. Выдох. Открываем глазаVI. Закрепление изученного материала.1. Работа по учебнику стр. 29- Познакомьтесь с алгоритмом вычисления (читает ученик), сравните объяснение в учебнике с нашим открытием. – Правильно рассуждали мы? (да)Слайд 17

Устал наш Вовка, еле идёт, есть захотелось и видит, перед ним Печка. А Печка ему и говорит, чтобы съесть её пирожки надо решить примеры на стр. 29 №1.Взялся он за дело, и вы решайте, чтобы накормить мальчугана.- Будете решать у доски по одному, с объяснением и выполните проверку:
73-48=2525+48=7323-15=88+15=2346-27=1919+27=4631-24=77+24=3174+18=9292-74=1892-18=74
Ура, закричал Вовка, и Печка накормила Вовку вкусными пирожками. Поблагодарил он Печку и пошёл дальше.Слайд 18

И вот вдалеке показался красивый замок, это был замок Тридевятого царства. Подбежал он к воротам, а его не пускают стражники, чтобы попасть в царство надо решить задачу на стр. 29 №2. Давайте, за дело!- Прочитайте задачу, что вы заметили? (нет вопроса)Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия. (Сколько домов построили за два года?)- Сделайте схематический чертёж к задаче. Слайд 19

1) 12+3= 15 (д.) – построили в этом году2) 12+15= 27 (д.) – построили за два годаОтвет: 27 домов.Очень рад Вова, что вы ему помогли добраться до Тридевятого царства, просил передать вам спасибо.Открылись ворота и впустили Вовку в царство. А оттуда сказочные жители отправили его домой.Стр. 29 №4 (дополнительное задание) Решите самостоятельно в столбик.
57+16=7348+25=7329-18=1154-32=2230-6=2430-16=14
VII. Рефлексия-Нарисуйте на полях смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. - Оцените свою работу на уроке.VIII. Подведение итогов урока.- Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились?- Всё ли было вам понятно?- Какое задание вам показалось особенно трудным?Домашнее задание: стр. 29 № 3, 5 Слайд 20

Добрался Вова домой и с большим интересом начал заниматься математикой. А ещё Вовка в знак благодарности передал вам сундучок. Слайд 21

- Откроем его?Спасибо, за урок!