ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическое пособие для логопедов,
дефектологов, воспитателей
детских садов, учителей начальных классов, родителей
В пособии предлагается систематизированный, практически апробированный, удобный в использовании материал в виде картотеки упражнений по формированию и развитию фонематических процессов. Данный языковой материал состоит из звуков речи раннего онтогенеза, что позволяет его использовать в полном объёме, даже в случае полиморфного нарушения звукопроизношения у ребёнка.
Пособие рекомендовано не только специалистам со стажем, но и начинающим логопедам, воспитателям, дефектологам, а также родителям, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов общеобразовательных и речевых школ.
От автора
Одной из главных задач в коррекции речевой патологии является формирование и развитие фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. В решении данной задачи логопед не всегда может воспользоваться языковым материалом, предлагаемым современной логопедической литературой. Например, в случае полиморфного нарушения звукопроизношения у ребёнка. Чтобы не провоцировать ребёнка на закрепление неправильно произносимых им звуков речи и не «отпугивать» его от «невыговариваемых» слов, приходится исключать практически все слова, имеющие в своём составе свистящие, шипящие или сонорные звуки. Таким образом, объём языкового материала значительно сокращается, что мешает решению поставленной задачи.
Так возникла необходимость в подборе материала для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза из звуков раннего онтогенеза. Эта подборка осуществлена в данном пособии.
В пособии предлагается систематизированный, обобщённый, практически апробированный, удобный в использовании материал, в виде картотеки, состоящей из различных фонетико-фонематических упражнений.
Пособие составлено в соответствии с существующими программами Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» и предназначено для работы с детьми, имеющими сложные нарушения звукопроизношения старшего и подготовительного к школе возраста.
В соответствии с программными требованиями, при использовании данного пособия должны быть решены следующие задачи:
- уточнить и закрепить произношение гласных звуков;
- учить различать гласные звуки между собой;
- учить слышать гласные звуки в слове и называть их по порядку;
- учить различать гласные и согласные звуки; согласные звуки между собой: по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости;
- учить выделять голосом и интонацией заданный звук в слове;
-учить определять наличие звука в слове, его место;
- учить слышать недостающий звук в слове;
- учить слышать и называть все звуки в слове по порядку;
- учить определять, какими звуками отличаются похожие слова;
- учить составлять слова из заданных по порядку звуков.
Поскольку, языковой материал состоит из слов несложной слоговой структуры и простых звуков речи, он может выборочно использоваться педагогами ДОУ в работе с младшими дошкольниками по формированию фонематического слуха.
Обучение грамоте – сложный процесс, требующий от первоклассника развитого фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. В настоящее время большое количество детей, поступает в школу с недоразвитием данных психических функций. Учитель, пользуясь пособием, может проверить ученика на предмет сформированности фонематического восприятия и помочь ему его развить.
Данное методическое пособие рекомендовано не только специалистам со стажем, но и начинающим логопедам, воспитателям, дефектологам, а также родителям, студентам, учителям начальных классов общеобразовательных и речевых школ.