Статья по истории на тему: Развитие коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века


РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, демократизация общественной жизни, строительство правового государства обуславливают серьезные изменения в социальной структуре российского общества. Как показывает опыт ведущих стран современного мира, важнейшей опорой демократических процессов являются социальные страты населения, составляющие так называемый «средний класс». Зарождение этого класса связано с развитием капиталистических отношений. Монополистическая стадия рыночного хозяйства (конец XIX – первая половина XX вв.) значительно подорвала позиции традиционных средних слоев населения, как в экономической, так и социально-политической сферах общественной деятельности. «Формирование в стране полноценного рыночного хозяйства требует совокупности условий: экономических, правовых, институциональных, информационных, социально-политических, хозяйственно-культурных. Последние включают в себя в качестве важнейшего элемента профессиональную подготовку предпринимательских кадров» [5, стр. 96].
С начала 1890-х годов в перечне профессий профессионально-технического и среднего специального образования появились профессии коммерческо-предпринимательской направленности.
К 1917 году в России существовала развернутая сеть коммерческих учебных заведений. Читинское частное коммерческое училище баронессы М.Г. Розен было одним из первых в Забайкалье. Это училище считалось средним учебным заведением. Таких по всей России насчитывалось 14 860.
Частное мужское коммерческое училище открылось в Чите 16 сентября 1907 года, в качестве учредителя выступила баронесса М.Г. Розен, первым директором стал А.П. Протасов. Находилось оно в системе ведомства Министерства торговли и промышленности. Задачей училища являлась подготовка специалистов в области торговли и предпринимательства. Учебные программы предусматривали, кроме общеобразовательных предметов, изучение политэкономии, бухгалтерии, товароведения, основ законодательства, коммерческой арифметики, коммерческой географии, коммерческой корреспонденции и т.д.
Согласно протоколу от 16 сентября 1907 года, на педагогическом заседании обсуждались вопросы, касающиеся открытия и устройства нового в Чите учебного заведения. После полного окончания работ по отделке здания и поступления необходимого числа учащихся оно открылось 17 сентября 1907 года. Обратимся к документу: «Постановлено: 16 числа отслужить молебен в присутствии педагогического персонала, учащихся, их родителей и приглашенных лиц, а на следующий день начать занятия» [1, л.1].
Педагогический комитет обсудил несколько вопросов, относящихся к устройству внутренней жизни училища. Кворум нашел возможным сделать некоторые отступления от общепринятых порядков, а также определил:
а) Начало и окончание уроков не предупреждать звонками, если не встретиться в этом необходимости;
б) Молитву перед ученьем и после уроков читать в каждом классе отдельно;
в) Наказание совершенно не применять, а вместо этого обращаться к родителям учащихся с просьбой воздействовать на детей;
г) Применять гимнастические упражнения во время уроков, в особенности в младших классах, если в детях будет заметна усталость от напряженности внимания;
д) Вне учебного времени, в праздники предоставить учащихся здоровым развлечениям: спектакли, игры, а в теплое время года устраивать ученические экскурсии за город, в музеи, на заводы;
е) Во время большой перемены предоставить возможность пользоваться горячим завтраком за недорогую плату, чай отпускать всем бесплатно.
Кроме того, «При обсуждении вопроса о введении формы для учащихся комитет определил : для учеников - черный суконный плащ с металлическими желтыми пуговицами, черная суконная тужурка с металлическими пуговицами и брюки такого же цвета и материала. Петлицы на плаще зеленые, суконные, фуражка черного сукна с зеленым суконным околышем и металлическим значком – буквы К. Р. У. Для учениц – платье из зеленой шерстяной материи» [2, л.5].
Для учащихся предусматривались следующие экзамены: товароведение, русский язык (письменно), коммерческая арифметика, бухгалтерия, английский язык и корреспонденция, математика (письменно), коммерческая география, химия, законоведение, минералогия, зоология, ботаника, анатомия, гигиена, тригонометрия в соответствии с классом. За неуспеваемость отчисляли из училища. Педагогический комитет постановил не допускать до экзаменов учеников, имеющих более двух отрицательных отметок по выпускаемым предметам.
Помимо успеваемости, педагогический комитет также следил за дисциплиной учащихся: «нарушение классной дисциплины учащихся каждый раз записывать в журнал в отд. Примечания, а более серьезные проступки заносить в протоколы заседания» [2, л.12].
Серьезный проступок был отмечен всего один раз. На одном из заседаний педагогический комитет разбирался с вопросом о задержании ученика II класса Вишневского Ивана по подозрению в порче пломбы на товарном вагоне. О дальнейшей судьбе ученика по случившемуся ничего не известно.
Коммерческое училище баронессы Мэри Германовны Розен в г. Чите до 1917 года находилось в доме Бушмакина по ул. Аргунской, 12 (ныне ул. им. Лермонтова). Город не располагал средствами на его содержание, однако Мэри Герман сумела сохранить свое училище, работая на энтузиазме. «Каждый год стоял вопрос о закрытии училища, но баронесса ходила «с шапкой по кругу», собирая нужные средства. Положение изменилось в лучшую сторону после Февральской революции 1917 года, когда учебное заведение было перешло в ведение Министерства торговли и промышленности. Теперь оно стало называться коммерческим училищем биржевого комитета. Плата за обучение была следующей: 1-3 кл. – 75 руб; 4-6 кл. – 120 руб; 7-8 кл. – 125 руб.» [6, стр. 37].
В 1917 году педагогический комитет коммерческого училища пришел к заключению о своей заинтересованности в передаче училища баронессы Розен Биржевому обществу. «Фактически училище было передано, но юридически еще не оформлено так как это зависит от Министерства торговли и промышленности» [1, л.175].
Библиографический список.
ГАЗК ф.65, оп.1, д 1, 177 л.
ГАЗК ф.65, оп.1, д.5, 170 л.
ГАЗК ф.65, оп.1, д. 9, 278 л.
ГАЗК ф.65, оп.1, д.10, 387 л.
Барышников М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов ВУЗов: - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 224 с.
Лобанов В.Г. Старая Чита. Документальный рассказ. – Чита: Степанов М.А., 2003. – 336 с.