«Использование мультимедиа ресурсов и интерактивных технологий при проведении обучающих семинаров для молодых педагогов дополнительного образования.»

«Использование мультимедиа ресурсов и интерактивных технологий при проведении обучающих семинаров для молодых педагогов дополнительного образования.»

Выполнила : Хатова З.А.
методист МБОУ ДОД
Городской Дворец детского
(юношеского) творчества
им.Н.К.Крупской


Содержание:
Актуальность использования мультимедийных и интерактивных методов обучения при обучении молодых педагогов.
Место мультимедийных и интерактивных технологий в современном образовательном пространстве.
Современные методы применения мультимедиа ресурсов при подготовке к методическому совету, семинару.
Интерактивные формы работы с педагогами.
Использование мультимедиа ресурсов и интерактивных технологий на практике.

Список литературы.









Использование мультимедиа ресурсов и интерактивных технологий при проведении обучающих семинаров для молодых педагогов дополнительного образования.
1. Актуальность использования мультимедийных и интерактивных методов обучения при обучении молодых педагогов.
 Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
  Перед методистом зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы молодой  педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса?  Как перевести его от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлектировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала.
Многие основные методические инновации связаны с применением мультимедийных и интерактивных методов обучения.
Научный прогресс не стоит на месте, высокие технологии становятся все более и более доступными в нашей повседневной жизни. Компьютеры, интернет пришли почти в каждый дом, многие люди начали пользоваться виртуальными библиотеками, кинотеатрами, магазинами. Современные педагоги тоже не оказались в стороне от развития науки и техники. Они все чаще говорят об использовании мультимедиа ресурсов во время учебной деятельности.
Благодаря применению в мультимедийных продуктах одновременного воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.

2. Место мультимедийных и интерактивных технологий в современном образовательном пространстве .
Благодаря применению в мультимедийных продуктах одновременного воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.
Но, для начала, хотелось бы разобраться с термином «мультимедиа». В силу многозначности этого термина под ним часто понимаются:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии;
мультимедийная программа;
компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-ROM Drive - специального устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств).
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, нужно понять, что в широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий , использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем,изрителем).     При использовании мультимедиа ресурсов необходимо стремиться к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой педагоги не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Обучающегося необходимо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей методиста и педагога, - на формирование творческой личности, разрешение педагогических задач, нахождение ответов на интересующие вопросы..            Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль педагога на методическом совете, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации саморазвития педагога.      Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду.
     Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:
формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
Рассмотрим существующие методы применения мультимедиа ресурсов при подготовке к методическому совету, семинару.

3.Современные методы применения мультимедиа ресурсов при подготовке к методическому совету, семинару.
Метод проектов - В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности, предусматривающие вовлечение каждого участника в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием мультимедиа ресурсов оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.      Педагоги в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все участники процесса оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Работа в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Итак, можно сделать вывод, что метод проектов
Способствует формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию
Активизации познавательной деятельности у педагогов, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований
Развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением
Выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний , необходимых в работе над проектом



Метод информационного ресурса
Работа педагога с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из основных методов саморазвития. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и мультимедиа ресурсы. Главное достоинство этого метода - возможность для педагога многократно обрабатывать нужную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный мультимедиа ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.      Таким образом, задача методиста, использующего метод информационного ресурса, - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в нихпедагогов.      Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:
Используемые медиа ресурсы находятся на различных серверах в сети Интернет
Количество мультимедиа ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным
Система подачи информации мультимедиа ресурса с помощью гипертекста позволяет обучающемуся находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможности
Гипермедиа технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию
 Эвристические самостоятельные работы
Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от педагога анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой мультимедиа информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность педагога выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий педагоги приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

Особенности мультимедиа-материалов, используемых в самостоятельном обучении:
Полнота и целостность системно организованного комплекта мультимедиа-материалов, позволяющих педагогам самостоятельно работать с информацией в условиях возможного сокращения очных контактов с методистом и отрыва от традиционных библиотек
Существенная интерактивность всех медиа ресурсов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу педагогов
Еще хотелось бы сказать, что следует помнить, что любой человек по своей природе является исследователем. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута.       Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа технологий позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную учебно-познавательную деятельность. Молодые педагоги учатся планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе.
4.Интерактивные формы работы с педагогами.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. (4)
    Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие методиста и педагога.
   Следует признать, что интерактивное обучение -  это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог  чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
   В чем состоит суть интерактивного обучения?
Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
   Интерактивные  формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
К самым распостраненным интерактивным методам можно отнести :
Мозговые штурмы
Круглые столы
Case- study(анализ конкретных ситуаций)
Деловые и ролевые игры
Мастер -классы

Есть и другие популярные методики, как-то сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции.
Говоря о технических новинках, стоит упомянуть интерактивные доски, главная функция которых-демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создания электронного протокола занятия.
Использование интерактивных технологий на практике.
Во Дворце творчества имени Крупской работу с молодыми кадрами  мы строим от простого к сложному, логически обоснованно. Выстраивая систему методической работы, в настоящее время мы используем как некоторые традиционные методики , например, тренинг, круглый стол, семинар-практикум , так и новые формы обучения (деловая игра, мастер-класс, банк идей ,Case- study).
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, обучение нестандартным выходам из проблемной ситуации.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами Дворца творчества - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.
Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.
Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.
Эффект тренинга:
Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.
Формирование умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения.
Повышение самооценки, уверенности в себе.
Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.
Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию.
Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является круглый стол. Этот метод был нами использован при проведении педагогического совета по изучению педагогами современных здоровьесберегающих методов и технологий. Презентация включала в себя не только представление современных развивающих методов и технологий, таких как сказкотерапия, музыкотерапия и другие, но и возможности их применения в работе педагогов. После презентаций на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения эффективности использования того или иного метода, технологии.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами постепенно приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы учреждения дополнительного образования и сплотит коллектив педагогов.
Но сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решили все вопросы, конечно, нельзя. Но используя интерактивные и мультимедийные технологии, мы превратим скучные педагогические и методические советы в интересные и познавательные мероприятия, и таким образом, сможем легко смотивировать молодых педагогов к профессиональному росту в выбранной профессии.

Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка // http://knowledge.allbest.ru.
2. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 1993. – 348 с.
3. Возрастная и педагогическая психология // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
4. Джаганян А.Г. Реализация интерактивных педагогических технологий в поликультурной образовательной среде // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы III Международной научной конференции. – Владикавказ, 2010. – С. 74-77.
5. Кокоева Н.В., Юрловская И.А., Джаганян А.Г. Инновационные технологии в подготовке будущих специалистов // Монография. - Германия Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 74 с.
6. Митина, Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. 2013. №1.
7. Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х., 2003. – 126 с.
8. Чепель Т.Л. Интерактивные методы обучения в системе современного профессионального педагогического образования // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы междунар. науч.- практич. конф., 20-22 февраля 2006 г. / науч. ред. Е.В. Андриенко и др.; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2006. Ч.2.
9. Юрловская И.А. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. - №3(14). – 2013. – С. 113-115.