Тестирование один из методов контроля знаний и умений учащихся: необходимость, возможность и проблемы.

Тестирование один из методов контроля знаний и умений учащихся:
необходимость, возможность и проблемы.
Из опыта работы Вэлло Нины Патьевны - учителя биологии и географии МБОШИ «Ямальская школа-интернат С(П)ОО».
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом.
Как известно, процесс контроля регламентируется рядом известных дидактических принципов: научности (надежности и валидности), эффективности, иерархической организации, объективности, систематичности, справедливости, всесторонности. Соблюдение многих из вышеперечисленных принципов в современной российской школе можно поставить под сомнение.
Так, одним из требований, предъявляемых к контролю знаний, является требование содержательной валидности контроля. В контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание проверяемого раздела или темы. Существующая практика контроля с использованием традиционных методов это требование, как правило, не реализует. Во время проведения устного опроса учащиеся обычно получают 1 – 2 «случайных» вопроса, при письменном опросе – до 5. Учащиеся, в свою очередь, готовятся к урокам по принципу «повезет – не повезет». Поэтому зачастую невозможно составить целостную картину об усвоении учащимися пройденного материала.
Принципы объективности и справедливости контроля тесно связаны между собой. Проблема субъективности оценивания учителем знаний учащихся не утрачивает актуальности уже в течение многих десятилетий и до сих пор не получила своего разрешения. Согласно известному исследованию Р. Розенталя и Л. Якобсона «Пигмалион в классе» (1969) учитель воспринимает детей соответственно своим ожиданиям, а потому неадекватно. Учитель имеет установки относительно «хороших» или «плохих», по его мнению, учащихся и в соответствии с этим переоценивает или недооценивает уровень их подготовки и интеллектуального развития. В свою очередь, отношение учителя к ученикам зависит от многих факторов, в числе которых поведение учащихся на уроке, наличие у учащихся дефектов речи, физических недостатков, аккуратность, а также некоторые психологические характеристики учащихся (устойчивость внимания, память и т.д.). Таким образом, предметом оценивания зачастую становятся не усвоенные знания и умения, а особенности учащихся, которые должны являться предметом отдельного, в том числе психологического, измерения.
Тесты выполняют целый ряд функций:
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
В настоящее время тестирование положено в основу внедреного единого государственного экзамена ЕГЭ. Следовательно, разработка тематических тестов и использование их в учебном процессе будет способствовать обретению учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в формате ЕГЭ. Данный эффект усиливается в работе тем, что тестовые задания преимущественно приводятся в соответствие с типологией форм заданий, используемых в ЕГЭ.
-выполняют контролирующую, развивающую; обучающую; воспитывающую; диагностическую функции;
2.Методика составления и проведения тестов:
Основные этапы любого тестирования:
1. Постановка конкретных целей перед тестированием;
2.Подготовка и сбор информации для составления теста;
3.Разработка теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и
заданий с учетом определенных требований;
4. Подготовка учащихся к тестированию;
5. Тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности уч-ся;
6. Проверка выполненного теста с помощью «ключа».
7.Итогом тестирования становится анализ результатов;
8. Публикация результатов тестирования, при аттестации учащихся
и их учителя должны быть ознакомлены с результатами тестирования.
- с выбором одного верного ответа из нескольких предложений составленные
по принципу вопрос-ответ, где ответы идут с увеличением.
3. Виды тестов по форме:
Для контроля сформированности того или иного вида учебной деятельности
используются различные виды заданий - измерителей:
А) закрытые ( стандартизированные )тесты ,они более разнообразны,
самыми распространенными являются тесты-определители участвующих объектов;
-альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения
и требует ответа «да» или «нет».
- приведение в соответствие или классификация объектов;
- расположение объектов в определенном порядке;
Б) открытые тесты:
- «открытые» тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова;
-тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов или ответов ( варианты ответов предложены).
- тесты на установление причинно – следственных связей.
- «лишний» объект - нет критериев ответа, отличающийся от других, с объяснением его выделения.
- с открытым или свободным ответом;
- задания практического характера;
Очень важно, чтобы в учебном процессе применялись все виды заданий, чтобы тематическая и итоговая проверочные работы были комплексными. Задания- измерители, составленные с учетом требований, целесообразно использовать систематически при проведении текущей, тематической и итоговой проверке знаний.
4.Структура теста по содержанию:
в настоящее время все виды тестов по биологии и географии разрабатываются как нормативно- ориентированные и отвечают требованию соблюдения следующей трудности тестовых заданий:
- задания малой степени трудности;
- задания высокой степени трудности.
5.Задания по контролируемым видам знаний и умений учащихся:
- тесты на проверку понятийных знаний;
- тесты на выявление умения сравнивать;
-на выявление умения классифицировать и систематизировать;
- на умения устанавливать внутрипредметные связи, выделять общее
и главное, понимание сущности явлений.
В тестах подобраны задания, относящиеся к различным уровням знаний.
1. Тесты репродуктивного уровня ( воспроизводящего).
2.Тесты продуктивного уровня (развивающего).
3.Тесты творческого уровня.
5.Оценочная шкала тестового контроля.
Объективность оценки результатов выполнения отдельных заданий повышают эталоны ответов. Особенно велика их роль в оценивании заданий со свободным ответом и практического характера. Надо учитывать, то что одно и то же задание может быть выполнено с разной полнотой и глубиной, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик дополнительно еще расскажет о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. Здесь проявляются более глубокие знания. Ответ первого ученика характеризует нижнюю границу знаний в соответствии с эталоном и поэтому оценивается удовлетворительной оценкой, второй ответ показывает более высокий уровень знаний и оценивается высокой оценкой.
На отметку влияет и сложность видов учебной деятельности учащихся. Требования к овладению биологическими и географическими знаниями на минимальном уровне, оцениваемые удовлетворительной оценкой, охватывает такие виды учебной деятельности, как умение называть, приводить примеры знаний в народном хозяйстве, в деле охраны природы. Более высокой отметкой оцениваются умения составлять полную характеристику биологического или географического объекта, процесса, явления, проводить их сравнение, обосновывать необходимость охраны экосистем, здорового образа жизни, применяя для этого теоретические знания. Решению проблемы оценивания знаний учащихся способствует определение числа баллов, которое дается за выполнение каждого задания. Как правило, задания с выбором ответа считаются более легкими для выполнения и оцениваются меньшим баллом, чем задания со свободным ответом. Сложной для учащихся оказывается и практическая деятельность, так как ей не уделяется должного внимания в процессе обучения. Поэтому практические действия, например, приготовление микропрепарата и его рассматривание под микроскопом, умение подсчитать пульс в спокойном состоянии после дозированной нагрузки, построение вариационной кривой для комнатных растений, построение своей родословной и др. оцениваются более высоким баллом, чем выполнение заданий со свободным ответом или с выбором ответа. Все эти практические работы выполняются на уроках биологии, обычно учащихся выполняют с большим интересом, делают выводы применительно к своему организму.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;
осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учениками учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Но, на сегодня, не существует четких рекомендаций по составлению шкалы оценок, обучение происходит по множеству дисциплин и поэтому невозможно рекомендовать однотипные шкалы оценок. Но тем не менее за выполнение проверочной работы по теме или за год выставляется с учетом качества ответов на каждое задание, всей суммы полученных за них баллов:
а) « удовлетворительно» получает ученик, если он набрал половину (50%)
от общего числа баллов;
б) « хорошо» выставляется тогда ,когда ученик набрал от 50% до 70% баллов.
в) « отлично»- когда ученик набрал свыше 70 % от возможной суммы бал-
лов за всю работу.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами
и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока,
охватить большой объем содержания, быстро установить обратную связь
и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить
внимание на пробелах в знаниях и умениях.
Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний всего
класса и формулирует у них подготовку к каждому уроку.
В своей работе я постоянно использую тесты для контроля знаний и уме-
ний учащихся: фронтальной, тематической, итоговой проверки подго-
товленности учащихся. При закреплении или проверке текущего материала
используются тесты- минутки, рассчитанные на 10-12 минут и содержащие
5-10 вопросов. При итоговом контроле тестирование проводится на опреде-
ленную тему, выполнение рассчитывается на целый урок.
Разработаны тесты для уроков биологии и географии по многим разделам,
темам, тесты систематизированы по классам и используются в работе.
Таким образом, проверка знаний и умений с помощью заданий- измерителей, разработанных с учетом обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки учащихся по биологии и географии, что способствует повышению объективности оценки результатов обучения, достижению целей обучения.
Рассмотрим примеры заданий- измерителей, составленных с учетом
требований, ориентирующих на формирование различных видов
учебной деятельности учащихся (приложение).
1. Учащиеся должны уметь называть основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений.
2. Должны уметь характеризовать особенности автотрофных и гетеротрофных организмов.
3.Уметь характеризовать учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции и ее результатах.
4.Уметь обосновывать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, организма и среды.
5. Учащиеся старших классов должны уметь сравнивать мутационную и модификационную изменчивость организмов.
6.Уметь распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников;
клетки, ткани растений, животных;
органы и системы органов растений, животных, человека.
Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их. Это позволит, с одной стороны, осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ, способствовать присоединению России к Болонскому процессу и тем самым предоставить учащимся российских школ возможность поступления в учебные заведения других стран, а с другой стороны, сохранить специфику российского образования.
1. Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.:ил. 3. Болотов, В., Шаулин, В., Шмелев, А. Единый экзамен как средство повышения качества образования.// Высшее образование сегодня. – 2007.   № 5. – С. 23 -30
4.Г.П.Волобуев. Технология тематического тестирования. Серия «Библиотека учителя»- Ростов –на Дону, издательство « Феникс», 2010










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




шђ Заголовок 1шђ Заголовок 2шђ Заголовок 3шђ Заголовок 4шђ Заголовок 5шђ Заголовок 6шђ Заголовок 7шђ Заголовок 8шђ Заголовок 915