Реферат по физической культуре Влияние режима дня на состояние здоровья школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 имени В.Г.Рязанова»
Балахнинского района
Научное общество учащихся
« Влияние режима дня на состояние
здоровья школьников»
Выполнила: Коршунова Маша,
ученица 8 класса
Научный руководитель:
Комиссарова А.А.
учитель физической культуры
п. Б – Козино
2017г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………..3стр.
1.Здоровье школьника
1.1 Теоретический анализ проблемы здоровья учащихся школы ….4стр.
2. Соблюдение режима дня как основа сохранения здоровья ……...6стр.
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………...11стр.
2.2 Режим труда и отдыха …………………………………………...14стр.
2.3 Режим сна ………………………………………………………...15стр.
3. Данные опроса учащихся 1…………………………………………...16 стр.
4. Влияние режима дня на состояние здоровья школьников ………21 стр.
Заключение …………………………………………………………….22 стр.
Список используемой литературы ………………………………….23 стр.
Приложение 1 ………………………………………………………....24 стр.
Приложение 2 ……………………………………………………….... 25 стр.
Приложение 3 ………………………………………………………….26 стр.
Приложение 4 ………………………………………………………….27 стр.
Приложение 5 ………………………………………………………….28 стр.
Приложение 6 ………………………………………………………….29 стр.

ВВЕДЕНИЕ
За последние два десятилетия произошли значительные изменения в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространённости функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, увеличением распространённости поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей в дальнейшем приводят к таким негативным социальным последствиям как:
неготовность к школьному обучению;
ограничения профессиональной пригодности;
нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала;
рождение нездорового поколения и др.
К основным школьно-обусловленным факторам риска сохранения здоровья школьников относятся неполноценное питание, гипокинезия школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учёбы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Одним из благоприятных факторов, влияющих на сохранение здоровья, является соблюдение здорового образа жизни. Режим дня входит в слагаемые здорового образа жизни. Правильное чередование разных видов деятельности, рациональное питание, достаточный сон, регулярный отдых на свежем отдыхе – все это способствует нормальному развитию нервной системы, обеспечивает школьнику хорошую работоспособность, а также способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение.
Я решила выяснить влияет ли соблюдение режима дня на состояние здоровья и успешность в обучении учащихся.
Задачи:
Провести мониторинг режима дня учащихся 8-х классов посредством анкетирования
Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2016 года
Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра
Методы:
1. Анкетирование
2. Мониторинг
3. Анализ
1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Проблема сохранения здоровья школьника в процессе обучения за все годы в школе на сегодняшний день очень актуальна. Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определённых эколого-гигиенических условиях. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, 10% выпускников выходят из школ здоровыми. Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее будет протекать адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни - это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно - сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье. Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей.
Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределять нагрузку на организм.

2. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня, чрезвычайно важен для человека. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима - обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек, должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье, может появиться бессонница. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет человеку выработать у себя динамический стереотип. Итак, пользу режима вряд ли кто станет отрицать. Однако еще распространено мнение, что режим- дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства.
Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают. Если регулярно – дома и на работе заниматься гимнастикой, ежедневные занятия войдут в привычку, и тогда можно считать, что активный отдых стал составной частью режима дня.
В самом начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой, и вы не сможете от нее отказаться. Бывает, при необходимости (переезд, смена работы и т. д.) привычный распорядок жизни меняется. С этим ничего не поделаешь. Но чаще всего человек сам пренебрегает режимом труда и отдыха, а ведь силы не безграничны. Нарушение или не соблюдение ритма жизни может стать причиной серьёзных заболеваний сердца, пищеварительной или нервной систем. Чтобы создать оптимальный вариант дневного или недельного режима нужно обращать внимание на изменение своей работоспособности, при этом анализировать работоспособность желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать количество проделанной работы за неделю). Это помогает выявить условия, которые благотворно влияют на работоспособность человека и условия, оказывающие негативное влияние на нее. Бывает такое, что человек, стараясь увеличить количество выполняемой им работы, уменьшает время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не приносит желаемого результата. Это бывает из-за того, что человек принимается за работу уставший или недовольный, что мешает сконцентрироваться на делах. У каждого из нас есть свой более-менее сложившийся, зачастую помимо нашей воли, распорядок дня и недели. Но, скорее всего его можно улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие изменения. Это сделает Вас более работоспособным, увеличит время для отдыха и в целом улучшит качество жизни. Отдыхать или работать? Работать или отдохнуть? Если собрался работать — а работать не хочется, если решил отдыхать, а думаешь: «может лучше поработать?» — вот в таких случаях и нужен режим дня, в котором заранее определено время для работы, сна и развлечений. Организм будет самонастраиваться на определённые действия в нужное время. Также важно не прибегать к крайностям — всё нужно делать в меру. Крайности вредят здоровью. Ищем свою золотую середину в составлении распорядка дня (недели)! И тогда жизнь будет интересной и радостной. Много времени тратится бесцельно. Если проанализировать свой обычный день, то выйдет, что очень много времени мы расходуем на совсем не нужным, или, как минимум, необязательные дела. А это время можно было уделить себе, укреплению своего здоровья. Нужно ценить и экономить своё время!
Проанализировав специальную литературу по данному вопросу, мы для себя подчеркнула, что режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Правильно организованный режим дня оказывает большое положительное воздействие на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность, дисциплинированность. При правильном соблюдении режима дня учащиеся быстрее втягиваются в работу, успешнее выполняют различные виды учебных заданий, у них отмечается хороший аппетит и нормальное пищеварение, они быстро засыпают и сон их глубже.
В специальной литературе я подчеркнула, что для школьного возраста составляется единый режим на основе органического единства его жизни и деятельности в семье, в школе и внешкольных учреждениях. Составить правильный распорядок дня помогает знание примерной продолжительности основных режимных моментов (Приложение 1).

Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами. Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание. Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза. Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома. Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна. Каждое утро школьник должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться. Приступая к составлению режима дня в первую очередь необходимо учитывать такие факторы, как продолжительность учебного дня в школе, индивидуальные внеклассные или внешкольные занятия, установить время подъёма и отхода ко сну, определить время питания. В промежутках между указанными элементами режима распределяются такие виды деятельности учащихся, как приготовление уроков дома, общественно полезный труд, игры и развлечения на открытом воздухе, творческая деятельность и т.п. Физкультурные мероприятия занимают значительное место в режиме дня учащихся (Приложения 2).
Движение – насущная потребность растущего детского организма. Недостаток движений приводит к возникновению целого ряда заболеваний и непропорциональному физическому развитию детского организма. Чтобы обеспечить необходимый объём движений, предусматривается целый комплекс мероприятий в режиме дня школьника. К мероприятиям по физической культуре и спорту, проводимым в семье, относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки во время выполнения домашних заданий и самостоятельные физкультурные занятия.
В режиме дня школы проводятся в первой половине дня уроки по физической культуре, во второй – внеклассные мероприятия (секции, группы О. Ф.П., тренажёрный зал). Перечисленные формы работы по физическому воспитанию в режиме дня позволяют детям проявить до 60% и более требуемого для них суточного числа движений. Остальная часть среднесуточной потребности в движении удовлетворяется за счёт бытовых форм двигательной деятельности.
Организация и руководство мероприятиями по физической культуре ложатся на родителей. Они должны активно участвовать в физическом воспитании детей, быть в курсе их достижений в области физической подготовленности, знать данные их состояния здоровья и физического развития. Для этого необходимо поддерживать постоянный контакт со школьным врачом, с педиатром из детской поликлиники по месту жительства, с учителем физической культуры, которые, учитывая физические возможности и физическое состояние здоровья детей, посоветуют, как правильно организовать с детьми физкультурные мероприятия.
Правильно спланированная и организованная работа по физическому воспитанию в режиме дня школьника является одной из важных форм активного отдыха и культурного досуга, помогает воспитывать и укреплять детский коллектив, способствует прочному внедрению занятий физической культурой в быт учащихся.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима. Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников

2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика.
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно сразу же после сна, до утреннего туалета и уборки постели. Её основная задача состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. При ежедневных занятиях гимнастикой в течение 10 – 15 мин. она способствует улучшению физического развития, совершенствованию силы, выносливости, ловкости школьника, приобретению правильной осанки. Школьник, привыкший заниматься утренними гимнастическими упражнениями, легко просыпается в установленное время, не залёживается в постели и сразу же начинает свой рабочий день по режиму.
Физические упражнения для гимнастики простые и доступные. Они подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Начинать гимнастику следует всегда с упражнения общего воздействия, например с ходьбы. Затем выполняется упражнение в потягивании, способствующее углублению дыхания, улучшению кровообращения, нормализации осанки. В дальнейшем, чередуя нагрузку на одни мышцы с отдыхом других, не вызывая утомления, нужно воздействовать на все основные мышечные группы. В заключение проводятся дыхательные упражнения, позволяющие привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние. Комплекс утренней гимнастики состоит из 6-9 упражнений, каждое из которых выполняется от 8 до 12-16 раз. Делая гимнастику, первое время следует отдыхать по 10-15 сек. после каждого упражнения; в дальнейшем упражнения можно выполнять одно за другим без пауз. Движения нужно выполнять чётко, энергично, дышать ровно и глубоко через нос. Для составления комплекса зарядки, пользуясь схемой последовательности, выбирают из каждой группы по одному упражнению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся . Утренняя гимнастика является хорошим средством формирования у школьников правильной осанки, если в неё включать специальные упражнения. Кроме того, с помощью упражнений утренней гимнастики можно устранить отклонения от правильной осанки. Например, при намечающейся сутулости и круглой спине следует включать в утреннюю гимнастику разгибание туловища стоя и лёжа на животе; при выступающих лопатках – разгибание туловища стоя и лёжа, разведение рук в стороны, отведение их назад, круговые движения с гимнастической палкой. При чрезмерном выраженном поясничном изгибе позвоночника, лёжа на спине, сгибать ноги к животу, поднимать их вверх или сгибать туловище вперёд и т. д.
Начинать занятия гимнастикой лучше всего в тёплое время года. Это позволяет проводить утреннюю гимнастику на открытом воздухе. Зимой гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении. Проветривание осуществляется самим ребёнком или родителями до снижения температуры воздуха в комнате на 2-3о. Со временем зарядку следует проводить при открытой форточке, а затем и при открытом окне, особенно весной и осенью. При выполнении гимнастики на открытом воздухе ребёнок должен быть одет в тренировочный костюм, в помещении он одевает лёгкою одежду, не стесняющую движения. В утренней гимнастике многие упражнения проводятся в положении сидя и лёжа, с предметами. Поэтому необходимо иметь спортивный инвентарь: гимнастическую палку, обруч, мяч, скакалку, гантели, коврик.
Сразу после гимнастики нужно делать обтирание (обливание, душ). Нельзя начинать сразу обтирание холодной водой из-под крана. В первые дни вода должна быть слегка подогрета (до 25-28о). Постепенно, через каждую неделю понижая температуру на 1-2о, можно приучить себя обтираться водой из-под крана. Слегка намочив конец полотенца, обтирание нужно проводить в такой последовательности: сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину и ноги. После этого надо сухим полотенцем в той же последовательности растирать тело, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла. Обтирание, обливание и душ являются прекрасным средством закаливания организма ребёнка, но они принесут пользу лишь в том случае, если будут проводиться систематически, каждое утро, при соблюдении основных гигиенических требований к водным процедурам. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготавливает организм школьника к трудовому дню. ( Приложение 3)
Правильно организованный режим дня учащихся предусматривает:
Правильное чередование труда и отдыха.
Регулярный приём пищи.
Сон определённой продолжительности.
Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
Определённое время на обучение в школе.
Определённое время для приготовления домашних заданий.
Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Точный распорядок дня с указанием времени начала и окончания отдельных режимных моментов рекомендуется чётко написать на плотной бумаге и повесить на видном месте в учебном уголке ( приложение 4)
! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.
! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов, поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы — утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой. Режим дня детей, занимающихся спортом в школьных секциях или ДЮСШ, существенно не отличается от режима дня школьников, не занимающихся спортом. Занятия спортом следует планировать вместо игр и развлечений на открытом воздухе, а если они не совпадают по времени с этим элементом режима, соответственно нужно сдвигать вверх или вниз другие мероприятия режима дня школьника.
Проанализировав специальную литературу, я сделала вывод, что строгое выполнение режима дня, сочетающееся с разумным использованием благотворно влияющих на организм природных факторов (солнечные и воздушные ванны, закаливание), игр и физических упражнений на открытом воздухе, будет способствовать воспитанию здорового, гармонически развитого и физически совершенного поколения школьников. Отсутствие или систематическое невыполнение режима дня снижает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. Необходимо добиваться того, чтобы такой режим стал для детей необходимым условием жизни и охотно выполнялся ими. (приложение 5)

Режим труда и отдыха.
Режим труда и отдыха - истинный стержень и основа режима дня здоровой жизни человека. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно - мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе.
Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках
Режим сна.
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1 - 1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 - 2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращении. Нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы. Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5 - 6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.
Данные опроса учащихся 8 – х классов.
Для проведения опроса среди подростков нашей школы мною была разработана следующая анкета (Приложение 6)
В опросе приняли участие 38 человек ,все они являются учащимися 8-х классов нашей школы. После подсчёта и обработки результатов я получила следующие данные.










Исходя из полученных данных, я пришла к выводу, что большинство учащихся 8-х классов грубо нарушают режим дня. 41 % никогда не делают зарядку, 25 % не соблюдают режим питания ,более половины школьников не правильно выполняют домашнее задания, 65 % не соблюдают режим сна, 68% школьника часто не досыпают,
43 % всё свободное время сидят перед телевизором, 67 % никогда не планируют свой день, всё это говорит о грубых нарушениях режима дня со стороны школьников.
Влияние режима дня на состояние
здоровья школьников
Большая часть школьников никогда не делает зарядку. Из всех опрошенных только три человека всегда утром выполняет зарядку. Это подтверждает частые простудные заболевания, а так же наличие хронических болезней органов дыхательной системы у трёх учащихся.
68% детей всегда завтракают перед школой, 25% иногда. Поэтому заболевание желудочно-кишечного тракта среди 8-х классов нет.
Почти половина школьников садятся за уроки после обеденного отдыха. Всегда делают перерывы при выполнения домашнего задания только 8 учащихся, иногда – 17 . 17 учащихся выполняют уроки без перерыва. В следствие этого могут возникнуть головные боли, слабость, нежелание учиться.
Большинство школьников ложиться спать когда -как, что должно сильно сказываться на их самочувствии и работоспособности на уроках.
Не высыпаясь просыпается треть восьмиклассников, что связано с несоблюдением режима дни и отдыха. 68% школьников не всегда высыпаются. Их организм не успевает восстановить свои силы.
Большая часть школьников всё свободное время посвящают просмотру телевизора, что свидетельствует о гиподинамичном образе жизни. Следствием этого являются сердечно - сосудистые заболевания и болезни органов зрения школьников.
Всегда планируют свой день только 7 восьмиклассников .Третья часть опрошенных никогда не задумываются о режиме дня. Им трудно выполнить всю намеченную работу, отдохнуть и подготовиться к новому учебному дню.

Заключение
Подростки на современном этапе ведут малоподвижный образ жизни. Неправильная организация режима дня, нарушения режима сна и характера питания приводит к ухудшению состояния здоровья.
Подростковый возраст – это период в жизни человека, когда происходит его физическое и духовное формирование. Изучив все полученные мною данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи несоблюдения режима дня и нарушения состояния здоровья восьмиклассников нашей школы. Каждому подростку необходимо научиться составлять свой индивидуальный режим дня и постараться соблюдать его.

Список используемой литературы
В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья.
Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов учебник «Основы Здорового Образа Жизни» издательский центр «Академия» 2013г
И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.
Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.
Н. Б. Коростелев. От А до Я.
Физическая культура, 8-9 класс, Лях В.И., Зданевич А.А.,2013.
Физкультура, 5-7 класс, Виленский М.Я., Торочкова Т.Ю., Туревский И.М., 2013г.
Приложение 1
Примерная продолжительность (в часах) отдельных элементов режима дня учащихся
№ Элементы режима Возраст
7-8
лет 9-10
лет 11
лет 12-13 лет 14-15 лет 16-18 лет
1 Учебные занятия в школе 3-4 4 4-5 5-6 5-6 5-6
2 Приготовление уроков
дома До
1,0 До
1,5 до
2,0 до
2,5 3,0-
4,0 до
4,0
3 Пребывание на свежем воздухе (игры в свободное от уроков время, прогулки, дорога в школу и обратно) 3,5
3,5 3,5 3,0 2,5 2,5
4 Внеклассные и внешколь -
ные занятия, творческая деятельность (чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, общественно полезный труд и т.п.) 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2,5 1-3
5 Утренняя гимнастика, закаливание, приём пищи, туалет 2,5 2,5 2,5 2,5 2,0 2,0
6 Сон 11,0 10,5 10,5 10,0 9,0-9,5 8,5-9,0



Приложение 2
Примерное распределение времени
на физкультурные мероприятия в режиме дня школьника
№ Физкультурные мероприятия в режиме дня школьника Время
в % в мин.
1 Утренняя гимнастика дома 5 10-15
2 Физкультминутки в школе 5-10 10-20
3 Игры и развлечения на большой перемене 8 15-20
4 Физкультминутки дома 1 1-3
5 Самостоятельные занятия физическими упражнениями дома 75-80 2,5-3,0 ч
Приложение 3
Примерный комплекс утренней гимнастики
№ п/пОписание упражнения Дозировка Методические указания
1. Круговые вращения головы
И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1-4- вращение головы влево;
5-8- вращение головы вправо. 4-6 раз Спина прямая, пятки не отрывая от пола.
2. Наклоны головы вперед- назад, влево - вправо
И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1- вперед;
2- назад;
3- влево;
4- вправо. 4- 6 раз Спина прямая, пятки не отрывая от пола.
3. Перенос тяжести с пятки на носок с поднятием рук
И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1- перекат с пятки на носок, руки поднять вверх;
2- И.П.;
3-4 – повторить. 6-8 раз Руки прямые, спина прямая.
4. Рывки руками с поворотом корпуса
И.П.- ноги на ширине плеч, руки перед грудью;
1-2- рывки руками перед грудью;
3-4- поворот влево;
5-6- рывки руками перед грудью;
7-8- поворот вправо. 6-8 раз Поворот корпуса на 90о, руки на уровне плеч.
5. Круговые вращения локтевого и плечевого сустава
И.П.- ноги на ширине плеч, руки перед собой на уровне плеч;
1-4- круговые вращения вперед локтевым суставом;
5-8- круговые вращения вперед плечевым суставом; 4-6 раз Спина прямая, пятки не отрывая от пола.
6. Наклоны туловища вперед- назад, влево - вправо
И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1- наклон вперед;
2- наклон назад;
3- наклон влево;
4- наклон вправо. 8-10 раз Спина прямая, пятки не отрывая от пола, ноги прямые.
7. «Мельница»
И.П.- ноги в широкой стойке, руки на уровне плеч, корпус относительно пола под углом 90о (наклон);
1- коснуться правой рукой носка левой ноги;
2- коснуться левой рукой носка правой ноги;
3-4- повторить. 10-12 раз Ноги прямые, руки прямые.
8. Рывки руками
И.П.- ноги на ширине плеч, левая рука вверху, правая рука внизу;
1-2- рывки левой рукой;
3-4- рывки правой рукой. 10-12 раз Ноги прямые, руки прямые, спина прямая.
9. Приседания
И.П.- ноги на ширине плеч, руки в замке перед грудью;
1- присесть, вытянуть руки в замке перед собой;
2- И.П.;
3-4- повторить. 4-6 раз Спина прямая, пятки не отрывая от пола.
10. Прыжки на месте
И.П.- ноги вместе, руки на поясе;
1-4- прыжки на левой ноге;
5-8- прыжки на правой ноге; 10-12 раз Спина прямая, ноги прямые
Приложение 4
Примерный режим дня

Элементы режима Возраст
7-8
лет 8-10
лет 10-11
лет 11-13
лет 13-15 лет 15-17
лет
1 Подъём 7.00 7.00 7.00 7.00 7.00 7.00
2 Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, одевание 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-
7.30
3 Завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-
7.30
4 Дорога в школу, утренняя прогулка 7.50-8.30 7.50-8.30 7.50-8.30 7.50-8.30 7.50-8.30 7.50-
8.30
5 Учебные занятия в
школе 9.00-
13.00 9.00-
13.00 9.00-
14.00 9.00-
14.00 9.00-
15.00 9.00-
15.00
6 Дорога из школы
домой (прогулка) 13.00-
13.30 13.00-
13.30
14.00-
14.30 14.00-
14.30 15.00-
15.30 15.00-
15.30
7 Обед 13.30-
14.00 13.30-
14.00 14.30-
15.00 14.30-
15.00 15.30-
16.00 15.30-
16.00
8 Послеобеденный отдых, чтение, тихие игры 14.00-
14.30 14.00-
14.30 15.00-
15.30 15.00-
15.30 16.00-
16.30 16.00-
16.30
9 Игры и развлечения
на открытом воздухе (занятия спортом), общественно
полезный труд в семье и школе 14.30-
16.00 14.30-
16.30 15.30-
16.30 15.30-
16.30 10 Приготовление
уроков дома (через каждые 30-45 мин. перерыв 5-10 мин.), уборка книг, рабочего места 16.00-
17.00 16.30-
18.00 16.30-
18.30 16.30-
19.00 16.00-
19.00
(20.00) 16.00-
20.00
11 Пребывание на
воздухе17.00-
18.00 18.00-
19.00 - - - -
12 Ужин, свободные занятия (творческая деятельность, чтение и т.п.), прогулка 18.00-
19.30 19.00-
20.00 18.30-
20.00 19.00-
20.30 19.00-
(19.30)
21.30 20.00-
22.00
13 Приготовление ко сну (гигиена одежды, обуви, проветривание комнаты, вечерний туалет) 19.30-
20.00 20.00-
20.30 20.00-
20.30 20.30-
21.00 21.30-
22.00 22.00-
22.30
14 Сон 20.00 20.30 20.30 21.00 22.00 22.30
Приложении 5
Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)
 
Возраст,
лет Учебные
занятия
дома Спорт
Игры
Прогулки Чтение
Занятия
в кружках
Помощь
семье Приём
пищи
Туалет
Зарядка Ночной
сон
7 1 3,5 2,5 2,5 11 – 10,5
8 1 -1,5 3,5 2,5 2,5 11 – 10,5
9 1,5 - 2 3,5 2,5 2,5 11 – 10,5
10 2 – 2,5 3,5 2,5 2,5 10,5 -10
11 2 – 2,5 3 2,5 2,5 10 – 9,5
12 2,5 - 3 3 2,5 2,5 9,5 - 9
13 3 - 4 2,5 2 2 9,5 - 9
14 3 - 4 2,5 2 2 9,5 - 9
15 3 - 4 2,5 2 2 9 -8,5
16 3 - 4 2,5 2 2 - 8,5
Приложение 6
1. Выполняете ли вы утром зарядку?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
2. Завтракаете ли вы перед школой?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
3. В какое время вы обычно учите уроки?
А) Сразу, как прихожу из школы
Б) Отдыхаю и только потом сажусь за уроки
В) Кушаю и сажусь за уроки
4. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
5. Когда вы ложитесь спать?
А) В 22.00
Б) В 23.00
В) Когда как
6. Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Как часто вы гуляете вечером после 22.00?
А) Один раз в месяц
Б) Один раз в неделю
В) Каждый день
8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
А) 2 часа
Б) 4 часа
В) Всё свободное время
9. Как обычно вы проводите воскресный день?
А) Сплю и смотрю телевизор
Б) Слоняюсь по дому
В) Гуляю или занимаюсь спортом
10. Часто ли вы планируете свой день?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда