Современное состояние проблемы сохранения здоровья школьников в педагогической науке и практике образования


Современное состояние проблемы сохранения здоровья школьников в педагогической науке и практике образования
Гуманное отношение к детям является одним из показателей степени зрелости и цивилизованности общества. Российская Федерация ратифицировала важнейшие международные документы: Конвенцию о правах ребенка (1990), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защите и развитии детей (1992). С 1993 г. публикуется Ежегодный доклад о положении детей, в котором приводятся статистические данные о состоянии здоровья детей России и прогноз на будущее. Одной из причин повышенного внимания к обозначенной проблеме являются негативные тенденции в развитии российского общества. Нестабильная социальноэкономическая, экологическая ситуации приводят к нарастанию негативных тенденций в состоянии здоровья российских граждан, особо остро проявляющихся в детской популяции.
Система образования и педагогическая наука как область знания, определяющая теоретические основы построения образовательного процесса, не могут не участвовать в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Упоминания о здоровье детей в педагогической литературе можно разделить на три группы:
1. Декларирование сохранения здоровья детей как одной из педагогических задач.
2. Ограничение проблемы сохранения здоровья детей рамками физического воспитания.
3. Вынесение проблемы за рамки традиционной педагогики с ссылкой на существование госпитальной педагогики, оздоровительных школ.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев), у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.
Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.
Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие ученые. Так, В.Ф. Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что «среди школьников – детей «богатых» родителей, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах». В.Ф. Базарный считает, что «основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе».
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.
Л.Д. Соломенко в своем исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников.
Основными критериями здоровья растущего организма ребенка служат:
А) Уровень физического развития и его гармоничность;
Б) Уровень развития функциональных систем;
В) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
Г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.
Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.
Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.
Основное внимание проблеме сохранения физического здоровья учащихся уделяется организации уроков физической культуры. Изучение программного материала начальной школы позволяет сделать вывод о том, что урокам физической культуры на практике всего 8 % времени, 2 часа из 25 часов недельной учебной нагрузки в школе. Если же учитывать около 9 часов в неделю на выполнение домашних заданий младшими школьниками, то только 6 % времени обучения, при условии оздоровительной направленности уроков физкультуры, будут оказывать позитивное влияние на здоровье детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что только с помощью уроков физической культуры нельзя обеспечить решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Сластенина В.А. в своем учебнике «Педагогика» раскрывает проблему физического и психического здоровья учащихся в принципе доступности и посильности обучения и воспитания: «...их (учащихся) деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервноэмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье». Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, который часто рассматривается как современная трактовка принципа природосообразности, «требует изучения уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости» детей, «глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта.
Проблема охраны здоровья детей находит отражение и в публикациях об физиолого-гигиенических исследований сотрудников Института возрастной физиологии РАО под руководством А.М. Антроповой, а также в статьях И.А. Аршавского, В.В. Кумарина, Г.К. Зайцева, Е. Овчарова, Б. Лихачева. Большинство исследователей рассматривают актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей или же приводятся факты отрицательного влияния обучения на здоровье.
Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, о том что в академической педагогической науке проблема сохранения здоровья детей в процессе образовательной деятельности в основном находит практическое воплощение только в физическом воспитании школьников. В самом физическом воспитании сохранение и укрепление здоровья рассматривается большей частью в развитие двигательных умений и навыков. Модели построения учебного процесса с учетом фактора здоровья, решения проблемы формирования здоровья в научной педагогической литературе нет.
По данным Института возрастной физиологии РАО, в период с 2000 по 2010 г. численность практически здоровых детей в начальных классах (I и II группы здоровья) снизилась с 61 до 20 %, а доля детей III–IV групп здоровья возросла с 30 до 75 %. II группа – это практически здоровые дети, имеющие функциональные отклонения, III группа — дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, IV группа — дети, имеющие серьезные, выраженные нарушения в состоянии здоровья и развития, вплоть до несовместимости с обучением в массовой школе.
По данным М.В. Антроповой с сотрудниками, за период обучения в школе в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 2 раза — психоневрологических отклонений функционального характера, в 3 раза — заболеваний органов пищеварения. Только 10 % выпускников могут считаться здоровыми, 50 % — имеют отклонения, 40 % — хроническую патологию.
Все эти неблагоприятные тенденции накладываются на отмеченные в последние 10–20 лет явления децелерации: чаще стали появляться дети с общей задержкой физического развития, низкорослостью, у 10–15 % детей наблюдается дефицит массы тела, явления астенизации. За последние 20 лет на 15–20 % снизились функциональные резервы подростков, особенно девочек. Резко возрастает уровень невротизации детей. В I группу психического здоровья и оптимального адаптирования входит только 22,8 % учащихся общеобразовательных школ, 48,2 % детей имеют пограничные с патологией состояния: астеноневротический синдром, патохарактерологические реакции.
Большинство исследователей в этой области приходят к выводу, что современная традиционная школа замедляет психосоматическое развитие детей и, следовательно, препятствует естественному росту их адаптивных возможностей. Массовая школа не только не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психологической незрелости, но, наоборот, усугубляет это состояние. Кроме того, школа является источником психотравмирующих ситуаций, которые служат причиной разного рода психических и соматических нарушений. Недостаточный уровень здоровья детей приводит в итоге к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту. Это может проявляться в ограничении физической независимости, мобильности, способности заниматься учебной деятельностью, в подготовке к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Выделяют следующие факторы негативного влияния школьного обучения на здоровье ребенка:
интенсификация учебного процесса;
завышение объема дневной и суммарной недельной учебной нагрузки;
раннее начало обучения детей, не достигших «школьной зрелости»;
несоблюдение элементарных физиологогигиенических требований к организации учебного процесса;
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
бесконтрольное введение инноваций;
сокращение необходимого объема суточной двигательной активности;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
авторитарный стиль общения учителя с учениками;
пассивная позиция родителей и детей в отношении здоровья;
низкая эффективность существующей системы физического воспитания.
В отношении сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в процессе обучения наиболее перспективными являются гуманистические теории и системы воспитания. Тенденция гуманизации образования отчетливо прослеживается в традиции российской педагогической науки.
Наиболее последовательно и научно обоснованно гуманистические идеи в педагогике развиваются в направлении личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, С.В. Кульневич).
Личностно-ориентированная концепция образования основана не только на принципе культуросообразности, но и на принципе природосообразности, который можно интерпретировать именно как учет валеологического аспекта в педагогике. По мнению Е.В. Бондаревской, «Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании... Принцип природосообразности предписывает учитывать в воспитании половозрастные особенности детей... не перегружать младших школьников... разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем... Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности... за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни».
Свое мнение Ямбург Е. высказывает о том, что полный переход школы в настоящий момент на личностно-ориентированное образование, при всей гуманности данного процесса, может оказаться дезадаптивным для ребенка, так как многие социальные институты, сопряженные со школой, продолжают функционировать в парадигме знаний.
Подводя краткий итог рассмотрению современного состояния проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения, можно констатировать, что, несмотря на факт ухудшения состояния здоровья современных школьников, связанный и с негативным влиянием самой организации процесса обучения, механизмы решения данной проблемы в педагогике не разработаны. В академической педагогической науке происходит абстрагирование от данного факта. Внешний контроль (гигиенический, медицинский) за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях часто формален и низко эффективен. Решение обсуждаемой проблемы педагогическими средствами на научном уровне находится на начальной стадии становления. Таким образом, факт необходимости проведения валеологизации всей образовательной сферы в целом очевиден.