проект по теме:Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников


Автономное общеобразовательное учреждение
гимназия «Российская школа»
«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников»
Королев, 2014
Оглавление
Введение …………………………………………………………..4
Методика исследования…………………………………………. 5
Результаты……………………………………………………….. 6
Выводы……………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………….12
Введение

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Генрих Гейне
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
С целью приобщения учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску и работе с информацией был разработан проект на тему: «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника». Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей. Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространенных вредных привычек являются курение и употребление алкогольных напитков.
Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают только отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит, причина низкого уровня их здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему и чужому здоровью.
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Задачи:
установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
оценить состояние здоровье учащихся;
выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека;
выяснить влияние никотина на состояние здоровья.
Методы исследования
Изучение теоретических основ по данным вопросам, анкетирование, социологический опрос, выполнение практических работ, анализ, статистическая обработка, сравнение полученных результатов.
Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание – абсолютно необходимый фактор для обеспечения нормального кроветворения, зрения, нормальной жизнедеятельности всего организма. Здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость к инфекциям другим неблагоприятным воздействиям.
1) Социологический опрос;
Социологический опрос учащихся проводился по следующим вопросам:
Знаете ли вы что-нибудь о полноценном питании?
Часто ли вы обедаете перекусами?
Знаете ли вы о вреде и пользе продуктов быстрого приготовления?
Знаете ли вы о компонентах продуктов быстрого приготовления (а именно, о содержании холестерина, акриламида и насыщенных жиров)?
Злоупотребляете ли вы жареной пищей?
Были ли у вас проблемы, связанные с пищеварительным трактом после употребления продуктов быстрого приготовления?
Данные приведены в табл. 1
Самооценка психосоциальных условий жизни школьника и режима дня за текущий день. Результаты приведены в таблице 3.
Оценка психосоциальных условий жизни. Данные приведены в табл. 4
Влияние никотина на состояние здоровья школьника. Результаты приведены в диаграмме 1
В каком возрасте в первый раз закурили? Результаты приведены в диаграмме 2
2) Анализ медицинских карточек;
Анализ медицинских карточек учащихся осуществлялся с целью выяснения количества учащихся с заболеванием пищеварительной системы. Данные приведены в табл. 2
Результаты
Результаты социологического опроса
Табл.1
№ вопроса 1-4 классы
% 5-6 кл.
% 7 кл.
% 8 кл.
%
1 80 70 10 55
2 15 42 18 15
3 50 77 30 85
4 35 57 60 50
5 55 53 30 35
6 90 54 33 30
Всего человек 20 30 10 20
Анализ медицинских карточекТабл.2
Класс Кол-во учащихся с заболеванием пищеварительной системы
1-4 10
5-8 9
9-11 13
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день.
Табл.3
Самочувствие а) хорошее
б) плохое 21 чел.
26 чел.
Настроение а) приподнятое
б)удовлетворительное
в) подавленное 9 чел.
20 чел.
18 чел.
Аппетит а) хороший
б) плохой 27 чел.
20 чел.
Умственная работоспособность а) высокая
б) средняя
в) низкая 10 чел.
22 чел.
15 чел.
Частота сердечных сокращений а) менее 75
б) от 75 до 85
в) более 85 5 чел.
20 чел.
22 чел.
Сон а) дающий ощущение
бодрости;
б) поверхностный; 18 чел.
29 чел.
Болевые ощущения а) присутствовали
б) отсутствовали 15 чел.
32 чел.
Оценка психосоциальных условий жизни.
Табл.4
Особенности психосоциальных условий жизни школьника а) были ссоры или конфликты с друзьями;
нет_______________
да________________
б) особенности психологического климата в семье;
спокойный_________
конфликтный_______
в) особенности эмоционального состояния;
радость____________
положительные
эмоции____________
эмоциональные
стрессы____________ 30 чел.
27 чел.
33 чел.
24 чел.
3 чел.
17 чел.
37 чел.
Влияние никотина на состояние здоровья школьника. Диагр. 1
-41590046810
52% - о вреде курения 52% - о вреде курения узнали от узнали от родителей;
15% - узнали из газет и журналов журналов;
33% - узнали в школе
15% - узнали из газет
и журналов
33% - узнали в школе

В каком возрасте в первый раз закурили?Диагр.2

Причины курения
По данным социологического опроса – 24% учащихся курят, потому что считают себя взрослыми, 35% - курят за компанию, 41% - курят из интереса.
-461909-20365313
Выводы
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
22% учащихся, опрошенных нами, имеют высокий уровень здоровья;
50 % учащихся – средний уровень здоровья;
28% учащихся – низкий уровень здоровья;
22% учащихся ведут образ жизни, способствующий укреплению здоровья;
24% учащихся ведут образ жизни, направленный на поддержание имеющегося здоровья, но не способствующий его укреплению;
54% учащихся ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья.
Анализ медицинских карточек показал, что 32 учащихся имеют заболевания, связанные с пищеварительной системой, находятся на учете в медицинском учреждении со следующими диагнозами:
Повышенная кислотность, гастрит, воспаление двенадцатиперстной кишки. Около 40% учащихся (опрошенных нами) обращались за помощью к медикам с проблемой пищеварения.
В результате работы было выяснено, что многие ученики нашей школы питаются неправильно, не соблюдают режим питания, злоупотребляют газированными напитками и продуктами быстрого приготовления, значительно реже употребляют фрукты, овощи, рыбу.
Исходя из данных анкет выяснено, что процент курящих в школе большой – 39% учащихся (опрошены учащиеся 7-х, 8-х, 10-х, 11-х классов), при этом
19%- девушек курят;
54%-юношей курят.
Заключение
Проблема здорового образа жизни стоит перед человечеством очень остро. Особенно опасно вовлечение в нездоровую среду молодежи. Поэтому так важно профилактическая и просветительская работа.
Среди социальных пороков, оказывающих наибольшее влияние на здоровье человечества, самыми массовыми, без сомнения являются АЛКОГОЛИЗМ, КУРЕНИЕ. По данным Всемирной организации здравоохранения, во многих государствах в последние годы смертность от алкоголизма и табакокурения значительно выросла и уступает только смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
В целях пропаганды здорового образа жизни родители и учащиеся были ознакомлены с результатами опытов, ежемесячно обновляется информация по профилактике и предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурении. Периодически проводятся конкурсы творческих работ среди учащихся 5-11 кл. по пропаганде здорового образа жизни.
Список литературы
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Просвещение, 1998.
2. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и
методы активизации познания / под ред.Л.Ю. Ганич. – М.:
Школа-пресс, 1998.
3.География и экология в школе XIX века» // Научно-
методический журнал. 2008, № 3,4.
4. Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни.
Практические работы / Ю.В.Жданова // Биология в школе. –
2004. - №2. – С. 38-43
5. Иванов И.Р. Гигиена питания. – СПб.: Питер, 1998.
6. Конь И.Я., Копытько М.В., Тоболева М.А. Как сохранить здоровье? // Классный руководитель. – 2004. - № 4.
7. Мельникова Т.И. За здоровый образ жизни. // Биология. – 1997. - №6
8. Хрипков А.Г., Колесов В.Д. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1994.
9. Химия в школе // Научно-методический журнал. 2007, № 10.