Конспект урока по литературному чтению.Тема:Любимые стихи. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы»,«Уж небо осенью дышало…», «Опрятней модного паркета…» (наизусть по выбору)(3класс)


Конспект урока литературного чтения
Класс:3
Урок: № 28
Дата:19.10.2016
Тема: Любимые стихи. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы»,«Уж небо осенью дышало…», «Опрятней модного паркета…» (наизусть по выбору)
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе.
Задачи урока:
образовательная: углубить и расширить представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
развивающая: развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, развивать устную связную эмоциональную речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
воспитывающая: формировать эстетические(видеть и ценить красоту природы) представления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умения ориентироваться в учебной книге.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке, осуществление взаимопроверки, принятие учебной задачи урока.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение улавливать мысль в заданном вопросе и давать ответ в соответствии с содержанием.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе).
Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): электронная презентация, учебник Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий (3 класс, часть 1), электронное приложение к учебнику
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?
– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.
– Что хотите сказать?
– Каким вы представляете себе поэта?
– Что можете сказать о его внутренних качествах?
– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...
Большую  роль  в  становлении  поэта  сыграло  его  обучение в Царскосельском  лицее,  которое  сам  Пушкин  считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).
(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)
В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.
А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.
– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».
III. Работа над произведениями.
– Пушкин  не  раз,  и  в  прозе  и  в  стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».
В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.
Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...».
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Почему так считаете?
– Как бы вы прочитали стихотворение?
Далее следует упражнение в чтении стихотворения.
Физкультминутка
– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.
Учитель выразительно читает отрывок из романа «В тот год осенняя погода...».
– Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа?
– Как вы думаете, какие чувства она испытала? Обоснуйте свое мнение.
– В  каких  словах  говорится  о  том,  что  все  очень  ждали  наступления зимы?
– Одинаково ли надо читать все стихотворение? Почему?
Учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.
Затем учитель предлагает учащимся прочитать в парах отрывок из поэмы «Цыганы» «...За весной, красой природы...».
– Почему «людям скучно, людям горе»?
– С каким чувством написано стихотворение?
 Словарная работа.
Слова объясняются непосредственно после чтения того стихотворения, в котором они встречаются.
Сень – покров; то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь.
Куртины (куртина) (устар.) – цветочная грядка, клумба.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что особенно удивило, запомнилось?
– О чем бы хотели рассказать другим?
 Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.