Проект ?развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр?


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
И.Н. ОшестоваВоспитатель, логопед КГКП детского сада «Карлыгаш» Акимата Зыряновского района
Восточно-Казахстанская область, г. Зыряновск
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Так же большое значение имеет качество речи. Вот почему так важно создавать условия для развития речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. [2], [4]
Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь. Игры способствуют неоднократному проговариванию фраз, словосочетаний, слов. Что может быть использовано в качестве активизации звуков. [1]
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго.
Игра учит детей общаться и понимать других людей.
Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно - нельзя'', ''внутри меня - вне меня'' и другие. [3], [5]
К данной проблеме обращались такие учёные как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, В.П. Острогорский, В.П. Шереметевский, В.И. Чернышев, A.M. Пешковский, А.В. Миртов, К.Б. Бархин, В.А. Добромыслов, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Г.П. Фирсов, А.Ф. Ломизов, а на современном этапе - Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Е.В. Архипова, Г.И. Банщикова, Г.С. Щеголева и др. Проводимые методические исследования последних лет Бубуновой И.А., Васютиной И.А., Елисеевой В.Е., Захаровой А.А., Казаковой В.И., Ситниковой О.Н. и др. позволяют говорить, что в процессе обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе все еще обучение умениям общаться, владеть связной монологической речью остается актуальной проблемой.
Выбирая тему своего исследования, я исходила из того, что одной из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста является игра, что данный метод можно использовать в различных областях и логопедических занятиях. Именно игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, речевых навыков, всестороннего развития ребенка.
В начале учебного года мной была проведена диагностика развития речи по методике Ушаковой О.С., детей подготовительной группы «Солнышко», так же детей из групп «Золотой ключик», «Звёздочки», которые имеют проблемы с произношением. [8]
Диагностика показала, что:
у детей ограниченный словарный запас;
слабо развито фонематическое восприятие;
при ответах, дети используют односложные ответы;
недостаточно сформированы грамматические нормы языка;
у многих слабо развита мелкая моторика рук;
навыки различения звука на фоне слова не соответствуют возрастной норме;
у многих фонематический слух нарушен;
дети испытывают трудности при составлении сюжета по картинкам;
на задания по подбору определений к предмету, дети подбирают определения по цвету и величине;
испытывают затруднения при поборе антонимов и синонимов;
при подборе действий к картинкам дети затрудняются при подборе уточненных действий к предмету;
возникают ошибки в употреблении предлогов пространственного значения;
допускают ошибки в употреблении предложно – падежныхконструкций существительных;
трудности в согласовании прилагательного и существительного в среднем роде;
пересказ неполный, пропускают звенья событий, нарушают логическую последовательность, нет конца.
Изучение опытов педагогов показало, что они используют в своей педагогической деятельности дидактические игры на развитие речи старших дошкольников, однако эта работа ведётся не систематически, не всегда целенаправленно, со слабой ориентацией на развитие устной речи.
Отсюда, на сегодняшний день в практике дошкольного образования сложился ряд противоречий между:
-потребностью в формировании высокого уровня связной речи дошкольников со стороны ДОУ, школы и семьи и их неудовлетворенностью уровнем достижений в развитии речевой деятельности детей;
-разработанностью содержания системы развития речевой деятельности учащихся и результатами практики ее реализации.
На сегодняшний день, есть система (методика Ушковой О.С.), разработаны методические рекомендации, готовые технологические карты, в которых включены игры на развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, и речи в целом, однако, результат не удовлетворительный. Я определила несколько причин, которые, на мой взгляд, могли привести к такому результату, это:
То, что дети нерегулярно посещают занятия;
Недостаточная речевая деятельность детей на занятии. У воспитателя, педагога не всегда есть возможность опросить всех, и чаще всего на занятии говорит педагог;
Недостаточное количество часов, отведённое на развитие речи дошкольников;
Общество играет не маловажную роль. К сожалению всё реже встречаются люди с грамотной и красивой речью;
Ещё одной важной причиной является то, что современный мир всё дальше уходит от литературы, от литературных произведений. Современные дети не знают сказок, не интересуются книгами, смотрят мультики, которые отрицательно влияют на психическое и эмоциональное развития ребёнка в целом.
Цель моего исследования - доказать, что использование дидактических игр в разных образовательных областях, способствует формированию и развитию связной речи дошкольников, устранению дефектов речи.
Объект исследования: монологическая речь старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования монологической речи, посредствам дидактических игр, на основе системы занятий по разным областям в подготовительной группе.
Гипотеза исследования: формирование монологической речи у старших дошкольников будет происходить наиболее успешно, если:
в ходе занятий будут использоваться дидактические игры, разных направлений;
использование дидактических игр будет естественным компонентом в целостной системе образования и воспитания в ДОУ.
Такой подход обеспечит формирование литературных творческих способностей и, соответственно, высокий уровень развития монологической речи.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1)изучить методическую литературу по данной теме;
2) провести диагностику сформированности речи детей;
3) создать картотеку игр, которые можно использовать в любой образовательной и воспитательной областях;
4) ввести данные игры в обучающий и воспитательный процессы;
5) определить эффективность использования дидактических и логопедических игр через оценку уровня сформированности связной речи старших дошкольников;
6) привлечь родителей, педагогов к организации обучающего и воспитательного процессов;
7) разработать памятки для родителей, педагогов по развитию речи дошкольников;
6)поднять уровень знаний, умений, навыков своей профессиональной подготовки.
Методы исследования. Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как:
анализ психолого-педагогической литературы;
анализ календарно - тематического плана воспитателя, логопеда, дидактического материала;
эксперимент;
математическая обработка данных;
графическая обработка данных.
Актуальность моего исследования заключается в том, что, в наше время проблема развития речи волнует всех: родителей, педагогов, воспитателей, но, к сожалению, на сегодняшний день, у педагога есть только один час в неделю, когда он может организовать целенаправленную работу по развитию речи детей (занятие по развитию речи), в остальное же время нет такой возможности. Родители в силу своего незнания, отсутствия профессиональной подготовки и неимением времени, не всегда могут способствовать развитию связной, грамотной речи детей. Я представляю игры, которые помогут в любой момент, на любом занятии организовать речевую деятельность детей. Игры, которые без труда можно изготовить в домашних условиях, использовать в свободное время. Однако, одну и ту же игру можно использовать и подать детям по-разному, при этом получить разный результат.
Например: игра «Кому, что нужно для работы». Можно раздать детям карточки с изображением профессии, и попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности, направленной на развитие речи нет… А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий, одному ребёнку дать изображение, другим – перемешанные картинки с инвентарём. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего этот предмет предназначен, как он используется и т. д.
Пазлы, которые очень любят дети, можно просто собрать, а можно попросить описать предмет, который изображён, составить рассказ. И таких примеров можно привести множество.
В ходе исследования я внедряла данные игры в занятия по литературному чтению, развитию речи, математике, ОБЖ, валеологии, ознакомление с окружающим миром. Так же в свободное от занятий время. Непосредственно на логопедических занятиях были использованы дидактические и пальчиковые игры.
Родители были привлечены к разработке новых дидактических игр для детей.
Были проведены мастер – классы для родителей, где они наглядно увидели, как дидактические игры используются и как они способствуют развитию речи детей.
Для педагогов по разным областям были разработаны игры для использования их в своих занятиях.
Для повышения знаний родителей и педагогов, я разработала консультации на темы: «Развивающие занятия дома с мамой», «Звуковая культура речи. Задания на развитие фонематического слуха», «Развитие мелкой моторики», «профилактика речевых нарушений у дошкольников», «Сказки для автоматизации звуков», мастер класс «Пальцы помогают говорить», «Что такое СРИ», «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво говорил?», «Каталог артикуляционной гимнастики», «Формирование словоизменения у дошкольников», «Как научить ребёнка слушать». и т.д.
Каталог игр, используемых на различных занятиях:
[6], [7]
«Алгоритм времён года»
«Белкины запасы»
«Буква заблудилась»
«Времена года»
«Времена года в картинках»
«Внимательный покупатель»
«Геометрическая цепочка»
«Где мы были, что мы видели»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
« Домашние птицы»
«Желание»
«Животные заблудились»
«Зажжём на небе звёзды»
«Замени и прочитай»
«Зонтики»
«Играем в игрушки»
«Какой, какая, какое?»
«Кому, что нужно для работы»
«Кого нет?»
«Кто на чём поедет?»
«Кто где прячется?»
«Мое настроение»
«Математическая грамматика»
«Логика в картинках»
«Лишний звук»
«Лучший грибник»
«Наша семья»
«ОБЖ»
«Одежда – обувь»
«Овощи»
«Отгадай кто, кого позвал»
«От бочки до почки»
«Поможем слону»
«Рыбки»
«Рассеянный поэт, доверчивый художник»
«Рассели животных»
«Речевое лото»
«Рыбалка»
«Разрезные картинки (профессии)»
«Речецветок»
«С какого дерева лист»
«Состав числа»
«Собери слово»
«Сравни картинки (Сказка «Маша и медведь»)»
«Слова из слогов (по уровням сложности)»
«Телевизор»
«Узнай по движению, кто это»
«Угости зверей соком»
«Фрукты – ягоды»
«Хорошо или плохо»
«Цветы»
«Цепочка слов»
«Что сначала, что потом»
«Чего нет»
В марте месяце была проведена повторная диагностика, которая
приятно нас удивила:
у детей словарный запас соответствует возрастной норме;
улучшилось фонематическое восприятие;
при ответах дети строят развёрнутые предложения
значительно улучшилась мелкая моторика рук;
дети легко составляют рассказы по картинкам;
на задания по подбору определений к предмету, дети подбирают различные определения;
подбирают несколько антонимов и синонимов к словам;
значительно уменьшилось количество ошибок в употреблении предлогов пространственного значения;
при пересказе возникает меньше трудностей, дети не испытывают страха говорить, вступают в диалоги.
Исходя из результатов диагностики, можно утверждать, что гипотеза доказана.

Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400с.
2. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г.
3. Дошкольная педагогика: Учеб.- метод.комплекс./ Ч.2./ Л.В. Попова; Инст развития образования. Якут.гос.ун-т. М.К. Аммосова. Пед.ин-т.- Якутск: изд-во ИРО МО РС(Я), 2002. – 100с.
4. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
5. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.
6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). – М., 1987.
8. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. № 3 – 4, стр. 4.