Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».


Конспект открытого занятия по развитию речи
с использованием дидактических игр детей младшего
дошкольного возраста (3-4 года)
Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
Цель:
Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;
Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;
Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы;
Активировать словарь ребенка понятиями: восходит, заходит, золотит, покой;
Подготовить артикулярный аппарат к произнесению стихотворного текста;
Развивать общую и мелкую моторику;
Совершенствовать умение продолжительного, целенаправленного выдоха, длительность и интенсивность речевого дыхания, добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка;
Посредством дидактических упражнений и заданий развивать психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание) ;Повышать эмоциональный настрой детей, желание участвовать и взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
Формирование у детей проявления самостоятельности;
Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку между детьми.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми по темам «Весна - Красна», «Изменение в природе»;
2. Наблюдения на прогулках за солнцем, отмечать зависимость погоды от солнца;
3. Рисование «Солнышко»;
4. Аппликация «Солнышко в окошке»;
5. Рассматривание иллюстраций по темам;
6. Упражнения по развитию мелкой моторики, тонких движений пальцев рук;
7. Развитие артикуляционного аппарата «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Ладошки», «Чашки» и т. д. ;8. Дидактические игры «Собери солнышко», «Забей гол в ворота»;
9. Логоритмика «Заботливое солнце»
Материалы и оборудование:
1. Атрибут «Солнышко»;
2. Пластиковые мячи малого диаметра;
3. Строительный материал (для постройки «ворот») ;4. Магнитофон;
5. Диск из серии «Весенняя песенка» Феликса Мендельсона - Бартольди;
6. Фланелеграф.
Ход занятия:
Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с гостями! Давайте возьмёмся за руки, сделайте ровный кружок и улыбнёмся друг другу, передадим хорошее настроение своим товарищам, покажем, как ослепительно мы умеем улыбаться. Покажем свои зубки! Крепче за руки берись и улыбкой поделись!
I Релаксация «Улыбка»
Воспитатель:
-Мы смеёмся целый день,
Улыбаться нам не лень!
Раздается смех за дверью («Солнышко») .Воспитатель:
-Ой, а кто это смеётся за дверью? Кто пожаловал к нам в гости?
Из-за двери выглядывает «Солнышко».
Воспитатель:
-Ребята, кто это? (Дети: – Солнышко) .-Даже «Солнышко" заглянуло к нам посмотреть на ваши ослепительные улыбки. Ребята, а кто хочет рассказать о солнышке, какое оно?
(Дети: - Круглое, жёлтое, горячее) .-А что солнышко делает? (Дети: - Греет, светит, восходит, заходит). Поощрять ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, я знаю хорошее стихотворение про солнце. Называется оно «Заботливое солнце», написала его Елена Алексеевна Алябьева. Но я его вам не только расскажу, но и покажу, а будет мне помогать «Солнышко». Сделайте красивый кружок и внимательно смотрите и слушайте, как я буду рассказывать стихотворение.
Воспитатель одевает «Солнышко» на шею и с выражением декламирует стихотворение, помогая себе руками -1 раз.
Воспитатель:
-Понравилось вам стихотворение? Давайте теперь все вместе поучим стихотворение!
Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова и выполняет движения - 2 раза.
Воспитатель:
-Мне кажется, что ваши язычки не совсем проснулись. Надо сделать гимнастику для языков. Садитесь удобно на стульчики, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно.
II Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Языка»
Жил-был Веселый Язычок, в домике под названием Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко(высунуть язык лопаткой, посмотрел направо, налево (повороты языка в стороны, видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал (чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны). Устал (вывесить язык вниз, проголодался и съел целую банку варенья (облизывает губы). Затем запряг свою лошадку и поехал (цоканье) .Воспитатель:
-Ну, а ваши язычки готовы повторить стихотворение? Встанем в круг и покажем «Солнышку», как мы учим стихотворение о нем.
Проговаривание стихотворения хором и индивидуально, напомнить о выразительном чтении, проговаривать все слова, громко, четко, но не кричать.
«Солнышко» смеётся.
Воспитатель:
-Послушайте, как солнышку понравились ваши стихи. А ведь у солнышка для вас, ребята, сюрприз!
III Физкультминутка
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Воспитатель:
-Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
Сжимание и разжимание в ладонях шариков, прокатывание между ладонями прямыми и круговыми движениями.
Воспитатель:
-Знаете, ребята, а ведь мячики могут двигаться не только в руках, но мы можем передвигать их и струёй воздуха! Хотите поиграть?
Воспитатель показывает, как струей воздуха загнать мячик в ворота.
IV Дидактическая игра «Забей гол в ворота»
Дети встают парами за столы и передвигают шарики, дуя на них, друг другу через ворота.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, хорошо умеете забивать голы, но не кажется вам, что наше «Солнышко» загрустило и смеха его не слышно. Давайте поможем «Солнышку» обрести новых друзей. (Дети: – Давайте) .Воспитатель:
-Разделимся на две команды. Та, которая быстрее соберет из деталей солнышко – станет победительницей.
V Дидактическая игра «Собери Солнышко»
Воспитатель:
-Теперь «Солнышко» не будет грустить, а будет веселиться и смеяться. А мы, ребята, повторим с вами стихотворение «Заботливое солнце».
Хоровое и индивидуальное рассказывание.
VI Анализ воспитателя
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, хорошо запомнили стихотворение и вам в этом помогали: язычок, струя воздуха и ваши ручки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пожелаем им чаще улыбаться и смеяться!
-Занятие окончено! (Дети: - Спасибо за занятие) .Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006 г. ;
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М: Сфера, 2010.;
3. Гербова В. В. :Развитие речи детей дошкольного возраста в младшей и средней группах»- М. Мозаика-Синтез, 2010г. ;
4. Горбушкина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста - Москва, Просвещение,
1985 г. ;5. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей - М. ; Издательство ГНОМ и Д., 2002г. ;
6. Калинина Т. В., Николаева С. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет - Волгоград: Учитель, 2011г. ;7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет - М. : Сфера, 2010.;
8. Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. : Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи - Айрис-Пресс, 2007г.