Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением наглядного моделирования Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»


Приложение №21
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением
наглядного моделирования

Заучивание стихотворения С. Есенина
«Белая береза»



Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка 2016 г.
Цели:
1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;
2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;
3) тренировать образность речи;
4) тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление;
5) воспитывать интерес и любовь к русской поэзии;
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- магнитная доска;
- мнемотаблица;
- И. Е. Грабарь «Пейзажи зимнего леса»;
Раздаточный:
- мнемотаблица на каждого ребенка.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята! Любите ли вы ходить в лес? Какие деревья знаете? Какое ваше любимое? (ответы детей) Посмотрите, как художники передают красоту природы и мы можем увидеть это глазами.
Предложить для рассмотрения картины знаменитого художника И. Э. Грабарь «Пейзажи зимнего леса».
Внимательно посмотрите, что вы видите на картинах? (ответы детей)
Подвижная игра «Березка»
Потихоньку подойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод)
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся),
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох),
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя иней серебрится
(поднимаются, поднимают руки).
На дворе сейчас зима - холодно, морозно
(поглаживаем себя руками по плечам).
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).
Воспитатель: Знаете ли вы, как называют березу? («Русская красавица»)
Берёза - символ России.
Берёза может лечить людей.
А сколько сложено песен и стихов про русскую красавицу берёзку.
Вот какое красивое стихотворение о березе написал поэт Сергей Есенин «Белая береза».
Зачитывание стихотворения.
Поинтересоваться у детей понравилось ли им стихотворение русского поэта С. Есенина?
Воспитатель: Кто сможет повторить стихотворение? Предоставить возможность попытаться рассказать стихотворение.
Поинтересоваться у детей, почему не смогли рассказать стихотворение? (Не знают слов). Спросить у ребят, что нужно сделать, чтобы повторить стихотворение.
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь всех детей в обсуждение.
После того как дети придумывают варианты или спрашивали у того кто знает, воспитатель говорит им, что для того чтобы было проще запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы, на которых рисуют все то, что поможет выучить стихотворение.
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли разобраться для чего нужны мнемотаблицы, и уточняет что для того чтобы запомнить стихотворение, надо внимательно смотреть на таблицы.
(познакомить детей с мнемотаблицами стихотворения)
Воспитатель читает по мнемотаблице и предлагает детям. Чтение детей.
• Игра “Снежная куча”.
Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
• Есть слово длинное – снегопад.
• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
• Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
• Есть слово – цветок – подснежник.
• Есть слово - птица - снегирь.
Воспитатель: Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили? Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей) Как Вы думаете, что помогло вам так быстро запомнить и прочесть стихотворение С. Есенина «Белая береза»?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли понять для чего нужны мнемотаблицы, смогли выучить и запомнить стихотворение, пользуясь мнемотаблицами.