Сборник упражнений, способствующих формированию навыков чтения


Упражнения, способствующие формированию навыков чтенияВ последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру. ИГРЫ С БУКВАМИ
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв..
Например, буквы можно выложить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Можно использовать прием «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнкарисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это - «Перечеркнутые бук-вы», «Разный шрифт», «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв».
2548890280035224790266700«Стилизованные буквы»
«Наложенные буквы»«Каких букв больше»
Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д.)
На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало» - перед ребенком выкладывается ряд букв, начиная с 3 - 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты - поменять буквы местами - ребенок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет ее. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь еще тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определенной последовательности).
«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции -«Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
РАБОТА СО СЛОГАМИ
1.«Слоговые дорожки» — могут быть разнообразно и оригинальнооформлены, в игровой форме («Горы»,«Парашютист», «Жук», «Шар надувается»,«Костер», «Звезда» и др.)
2.Слоги с «окошками», сдвижущимися полосками и т. д.
3.«Узнай буквы и составь слог»
4.«Цветы» (чтение слогов налепестках)
5.«Слова рассыпались на слоги»
6.«Соедини слоги в слова».
7.«Забей мяч в ворота».
8.Для развития боковых полей зрения игры — «Пирамида» — глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов,«Точка в центре» — не отрывая глаз от точки, найти определенную букв по инструкции педагога.
На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создает определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:
9.Цветовую маркировку слогов.
Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточкевыделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим).
10.Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается
вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
11.Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) — требования:
шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки подсказки - дуга - согласная с последующей гласной. Точка — это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или с мягким знаком. Таблицы идут по принципу«от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшемсможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно четко объяснить ребенку, что дуга - это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка - добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
12.«Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами,
например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребенок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все
остальные с гласной А.
13.«Какого слога не стало»(проводится по аналогии с буквами).
14.«Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3-4 карточки
со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА.Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слога(воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).
15.Ребёнкупоследовательнодемонстрируютсяпоодиночке
карточки со слогами, из которыхон мысленно должен составить слово. При этом каждая следующаякарточка закрывает предыдущую.
Начинать следует с двусложных слов,постепенно их удлиняя. Аналогичнаяигра «Цепочка слов», когда последнийслог предыдущего слова являетсяпервым слогом последующего.
16.Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги скартинками).
17.Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном
сменяющемся слоге:
РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)
ВОЗ - (ДУХ, РАСТ, ЧИК)
(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА
КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)
18.Игра «Помоги Незнайке»:«Незнайка перепутал местами слоги.
Помоги ему составить слово!»:КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.
РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ. АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.
1.Чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами.
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2.Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.
Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:
а)запомнить как можно больше слов;
б)запомнить гласные в словах.
После чтения можно выложить эти
слова из букв разрезной азбуки (по памяти).
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений преследуют эту цель.
Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.
Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), четко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.
3.Чтение столбиков слов содинаковой концовкой.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
4.Чтение форм одного и того же слова.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
5.Чтение однокоренных слов.
Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов - в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»).
Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2-3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребенок восстанавливает группы слов, находит «родственников».
Можно предложить ребенку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.
При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребенкауяснения оттенков значения каждого слова. Главное - обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.
6. Составление слов из их частей.
Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек - приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)
Перед началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определенное количество слов на части, например, кис - оньк - а, дяд - еньк - а, лис - оньк - а, ноч -еньк - а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).
Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.
Дополнительные задания:
а)Прочитай слова, как можнобыстрее.
б)Запомни 3-4 слова. Составь избукв разрезной азбуки.
в)«Найди заблудившиеся частички».Педагог неправильно составляет
слова - ученик исправляет ошибки.
г)Составь предложение с 3 – 4словами.
Материал может быть следующим:
Слова с суффиксами -ОНЬК
полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.
- УШК
травушка, деревушка, лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.(слова с суффиксами - еньк, - ищ, - ин, - к, - ек. - ени, - ок, - ик, - ист, - ник, -онок,-ёнок)
Слова с приставками
Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить.
Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить
При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и и т.д.
7.Работа с рифмованнымитекстами.
Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
8.Чтение «зашифрованных»словсиспользованием наглядности.
Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.
Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставить слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;Учимся видеть слова среди других букв - «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев - «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов), «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты».
(отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) - причем все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. - вот вам и межурочная связь.
Чтение слов с усложнением -«Цветок» (чтение через одинлепесток), «Солнышко» (чтениечерез один лучик), «Читаем словаперечеркнутые,недописанные,чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение понаправлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой»и др.
Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».
3003550194310-441960241935
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛАКПАР
РАКБАР
БАКВАР
МАКМАР
ВАКДАР
ТАКШАР
КАКЖАР
СОКДОНсомвотмол
токвонсонвонпол
ДОКсонсотволтол
РОКконсоквозкол
кокзонСОРводгол
БОКтонСЫРВОРвол
цокБОНДЫРвомзол
СУКЗИЛВАЛМАЛВЕСНЕСМЯЛ
РУКБИЛволмялЛЕСЛЕЩвяз
ЛУКНИЛвилмюлЛЕЩТЁСвяз
ЖУКмилвылмилЦЕЛВЁЗРЯД
БУКГИЛвялмолБЕЛТЁКсядь
пилвюлМЕЛМЕЛМЁЛПЯТЬ
лилВЁЛМЁЛПЕЛВЁЛМЯТЬ
вилМУЛСЕЛЛЁГЗЯБЬМЁДЗЫБЬ
ДЕНЬосьРУЛЬмольвытьРЫТЬ
ПЕНЬРУСЬХОРЬНУЛЬнольОЛЕНЬ
ЛЕНЬГУСЬЯКОРЬКУЛЬсольРОЛЬ
РЫСЬУГОРЬ РОЛЬ БОЛЬ
ОСЕНЬВЕСЬ СПЕСЬХВОРЬ БЫЛЬТОЛЬМЫТЬЗЕЛЕНЬ
РЕМЕНЬ
РЕВЕНЬ
РЕВЕТЬ