Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями. Образовательная область «ПОЗНАНИЕ», развитие математических представлений. Что? Где? Когда? (математическая викторина)


Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ», развитие математических представлений.
Что? Где? Когда?
(математическая викторина)
Программное содержание:
- Закрепить: порядковый и обратный счет в пределах 10; знания детей о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств; навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги; умение отгадывать математические загадки, соотносить количество предметов с цифрой;
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания; развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме;
- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
- Привлечь родителей к совместной деятельности в детском саду, способствующей возникновению познавательной активности; обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в детском саду; побуждать родителей находить ответы на вопросы посредством совместных с ребёнком размышлений.
Материал: настенные часы, конверты с заданиями, медальки, листы пронумерованные от 1 до 10 двух цветов (красный и синий), бейджики для игроков, задания на карточках.
Содержание :
Под музыку заставки телепередачи КВН команды входят в красочно оформленный зал.
Воспитатель.
Друзья, сегодня вы пришли
На наш веселый КВН.
Мы вам улыбку принесли,
Чтоб улыбались каждый день!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы узнать, как вы умеете считать, отгадывать загадки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании принимают участие команда «Пятёрочка» и « Квадрат»
(представление капитанов)
Команда «Пятёрочка».
"Наше цифра- это "Пять"!
Мы готовы побеждать! "
Команда «Квадрат».
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Ведущий: Оценивать ваши знания и умения будет уважаемое жюри-родители (представляет членов жюри).
Обе команды (обращаясь к жюри).
Ах, жюри, жюри, жюри
Ты нас строго не жури!
А суди ты справедливо,
Будем мы играть красиво!
Ведущий: А помогать нашим командам, поддерживать их, болеть за них, будут болельщики-ребята.
Обе команды (обращаясь к болельщикам).
Вы, болельщики, болейте,
Но таблетки вы не пейте.
Вы в ладоши хлопайте
И ногами топайте!
(Под музыку дети занимают свои места за столами.)
Ведущий: Игра проводится в форме путешествия по времени. Наша стена оформлена необычными часами. Это циферблат, на нём есть цифры. За каждой цифрой есть геометрическая фигура определённого цвета с заданием. Эти задания будут выполнять наши команды. Помогать мне проводить нашу викторину будет Муза математики. Под музыку выходит Муза математики и приветствует детей.
Муза математики: Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые, здравствуйте уважаемое жюри. Ребята, я - Муза математики, пришла на ваш веселый КВН, чтобы вместе с вами поучаствовать.
1 задание - красный квадрат «Стишки - загадки про цифры». Соревнования начнем с разминки. Надо решить математические задачи.
- Первая задача для команды «Пятёрка»:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (7)
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов,
Знает и собой гордится
Цифра-столбик...(единица)
- Задача для команды «Квадрат»:
Вот грибочки на лужочке
В желтых шапочках стоят:
Два грибочка, три грибочка
Сколько вместе будет? (5)
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра… (три)
- Молодцы, обе команды получают по очку.
2 задание синий треугольник. "Путаница".Сосчитайте количество листьев на рисунке. Напишите ответ.(для двух команд)

3 задание жёлтый овал. "Соедини цифры по порядку". На листочках нарисованы точки, вы должны соединить эти точки так, чтобы получились фигуры животных. Посмотрим, кто быстрее выполнит задание.(для двух команд)
(На мольбертах помещены заготовки рисунков и фломастеры)
- Молодцы ребята, правильно выполнили задание, каждая команда получает еще по одному очку.
1929765298451524077470
- Пока команды выполняют задание, мы поиграем с болельщиками. Самый активный болельщик будет награждён памятным призом.
Игра со зрителями «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы мне говорите слово - наоборот, антоним. Попробуете? Тогда слушайте:
Высокий – низкий
Громкий – тихий
Мокрый – сухой
Чистый – грязный
Широкий – узкий
Глубокий – мелкий
Сильный – слабый
Большой – маленький
Узкий – широкий
Влево – вправо
Впереди – сзади
Внизу – вверху
Горячий – холодный
- А сейчас проверим, как команды выполнили задание.
Ведущий: Сейчас, я предлагаю нашим командам немного отдохнуть, ведь у нас музыкальная пауза. Послушаем частушки:
1-й ребенок
Я вообще-то парень умный,
Математику учу.
И не нужен мне компьютер —
Все задачи так решу!
2-й ребенок
Ноль на месте на пустом
Ставят, как известно,
Только он при всем при том
не пустое место!
3-й ребенок
Математика — наука –
Замечательная штука!
Будем, будем изучать
Математику на «пять»!
4-й ребенок
Математика — наука
всех наук, — нам говорят,
А ведь в жизни нам науки
Никогда не повредят!
5-й ребенок
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно вместе с нами
Математику познать!
4 задание зелёный круг "Найди своё место". А сейчас мы поиграем и узнаем кто из вас быстрее и смелее.
Кто будет самым ловким - мы хотим узнать,
Станем в две шеренги и начнем играть.
- Каждая команда должна построиться в шеренгу ( каждый ребенок получает карточку с изображенной на ней цифрой от 1 до 5, но в одной команде карточки голубые, а в другой - розовые).
- Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения: маршировать, плясать, приседать. Когда закончится музыка, надо быстро построиться по порядку. Та команда, которая построится первой получает флажок.
(игра повторяется 3 раза).
5 задание прямоугольник оранжевый "Разложи фигуры"
1. Вспомните геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб).
2. Разложите на две группы (фигуры с углами и без).
Следующий конкурс – конкурс капитанов "Танграм".
Каждый из капитанов получает набор геометрических фигур из игры - головоломки «Танграм». Вам нужно выложить силуэт предмета из этих фигур по образцу. Кто первый справиться с этим заданием, тот получит флажок.
Игра со зрителями "Решите задачки и отгадайте загадки" проводит Муза математики.
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов,
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…(семь)
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет ...(Единица )
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.(Цифры )
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру ...(Тройка )
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...(Четыре )
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ...(Шесть )
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!(Девять )
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (шесть)
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (восемь)
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (два)
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (пять)
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (три)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(пять)
6 задание ромб фиолетовый "Найди фигуру» Найдите недостающую фигуру. Обведите её в кружок.

7 задание цилиндр белый «Знатоки пословиц»
Этот конкурс мы начнем с хорошо знакомых вам русских народных пословиц, в которых содержатся математические термины, цифры и числа. Но называть по-очереди известные пословицы, это было бы слишком просто и неинтересно. Я решила вас немного запутать: нужно выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных.
Пословица для команды «Пятёрка»:
«Один в поле...» Не воин? Воин? Командир?
«Семеро одного …» Не ждут? Ждут? Ищут?
«За двумя зайцами погонишься...» Всех поймаешь? Ни одного не поймаешь? Поймаешь одного?
А теперь отгадывает пословицу команда «Квадрат».
«Первый блин всегда…» Комом? Кругом? Шаром?
«Семь раз отмерь...» Один раз отрежь? Пришей? Приметай?
«Два сапога.,.» Пара? Непара? Обувь?
Физминутка для команд и болельщиков:
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
8 задание конус чёрный « Не промочи ноги».
В игре принимают участие команды. Дети выстраиваются в две колонны одна против другой, на полу разложены цифры от 1 до 10 (2 комплекта) на небольшом расстоянии друг от друга.
- Представьте, что вы оказались в лесу, пред вами – « болото». Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо строго по порядку расположения цифр. Тот, кто ошибется и встанет не на ту кочку, должен вернуться и начать путь сначала.
- Молодцы ребята, вы были внимательными и обе команды быстро и ловко преодолели препятствие.
9 задание куб жёлтый «Ответь на вопрос» (игра с командами и взрослыми)
Детские –
1. Назови геометрическую фигуру с тремя углами.
2. На какую геометрическую фигуру похоже яйцо?
3. Из каких геометрических фигур можно построить домик?
4. Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? (Круг.)
5. Сколько ножек у стола?
6. Какое число больше 8 или 7?
7. Как называется знак сложения?
8. Сколько сторон у квадрата?
9. Сколько ушей у кошки?
10. Назови числа соседи числа 8.
Взрослые –
1. Какая бывает молния? (Шаровая.)
2. Назовите очень распространенный тип авторучки. (Шариковая.)
3. Какое вы знаете воздухоплавательное средство передвижения?
(Воздушный шар.)
4. Назовите одну из очень популярных кличек дворняжек. (Шарик.)
5. Как называют третью степень любого числа? (Куб.)
6. Назовите самую известную картину Казимира Малевича. («Черный квадрат».)
7. Как иначе называют секцию в школе? (Кружок.)
8. Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (Квадрат.)
9. Как называют вторую степень числа? (Квадрат.)
Игра со зрителями «Чудесный мешочек» (угадай на ощупь цифру, предмет).
10 задание овал коричневый «Четвёртый лишний». Найди, что здесь лишнее и объясни, почему.
1. Стол, стул, кресло, диван.
2. Самолет, бабочка, воздушный шар, ракета, автобус.
3. Мяч, солнце, яблоко, огурец.
4. Автомобиль, самолёт, мотоцикл, автобус.
5. Лётчик, пограничник, врач, танкист.
6. Снег, молоко, сахар, трава.
7. Корова, волк, тигр, лиса.
8. Хлеб, батон, печенье, сосиски (еда, но не из муки), торт.
9. Рубашка, брюки, шорты, юбка.
10. Барабан, пианино, отвёртка, гитара.
11 задание ромб зелёный"Соседи". Вот смотрите, у меня в конверте рожицы детей, а на мольберте нарисован маленький поселок. Вам нужно детей расселить так, как я вам буду говорить, а мы проверим. Каждому ребенку дается рожица (на клейкой основе или скотче), по очереди, каждому дается задание:
1. Оля живёт в самом низком доме на 4-ом этаже в квартире слева.
2. Денис живет в доме, который находится между самым высоким и самым низким домом на 5-ом этаже в квартире справа.
3. Соня живет в самом высоком доме на 8-ом этаже в квартире слева.
4. Сережа живет на этаже, который над Соней, в квартире справа.
5. Максим живет в самом высоком доме на 6-ом этаже в квартире справа.
6. Костя живет в самом низком доме на 2-ом этаже в квартире слева.
Игра со зрителями «Ищи своего соседа». Вы должны определить соседей чисел, которые стоят впереди и позади числа. Например: соседи числа 2 – это 1 и 3.
1-2-3; 3-4-5; 6-7-8; 8-9-10.
12 задание треугольник оранжевый"Графический диктант". Дорисуйте картинку по клеткам.
81915-34290
Ведущий. Наш КВН подошел к концу. Благодарим за участие наши команды - «Пятёрочка» и «Квадрат». Кто бы, не оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.
Для объявления счета, слово предоставляется нашему жюри (родителям).
Жюри подводит и объявляет итоги КВН. Муза математики вручает детям призы.
2634615173990
15240-1270
2634615137795-32385166370
2634615-186690-32385-177165
269303568580-3238566675
88900034290