Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы»


Муниципальное образовательное казенное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области


УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова
Приказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно – педагогической направленности
для обучающихся 1 – 9 классов
объединения «Народные промыслы»


Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчестваг. Лузы


2014 – 2015 уч. год

Пояснительная записка

В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства. 
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.

Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
 Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
 
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
  Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства.  
Развивающие:  
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
 Воспитательные:  
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
 
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по 2 академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп – 15 человек.

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
 К концу первого года обучения учащийся должен:
- познакомиться с историей народных промыслов;
- научиться правильной и безопасной организации труда;
- познакомиться с основными свойствами природных материалов;
- получить сведения о заготовке, обработке, хранении и экономном расходовании материала;
- освоить простейшие приемы работы;
- познакомиться с основами косого и прямого плетения;
- научиться выполнять не сложную роспись на листе, пробы на доске, глине (усвоить способы нанесения мазков);
- уметь различать несколько видов росписи;
- владеть способами соединения деталей при лепке;

Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, формируется художественно-эстетический вкус, чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.





Учебно-тематический план
1-й год обучения


занятия
(часы)
Тема занятия
Элементы содержания
Информационное сопровождение
Дата по плану
Дата фактически

1-2
Вводное занятие
1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
15.09


3-4
Знакомство с материалами для плетения и их свойствами.
Беседа.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
16.09


5-6
Изготовление закладки приёмом прямого плетения.
Приёмы прямого плетения из двух полосок.
В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.
Образец.
22.09


7-8
Изготовление коврика приёмом прямого плетения.
Полотняное переплетение полос
В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.
Образец.
23.09


9-10
Обереги. Обычаи и традиции русского народа.
Беседа
Демонстрационный ряд.
29.09


11-12
Морской оберег.
Изготовление оберега из джутового шпагата, бросового материала на диске.
Образец.
30.09


13-14
Морской оберег.
Изготовление оберега из джутового шпагата, бросового материала на диске.
Образец.
6.10


15-16
Славянский оберег.
Изготовление оберега из джутового шпагата, бросового материала на диске.
Образец.
7.10


17-18
Славянский оберег.
Изготовление оберега из джутового шпагата, бросового материала на диске.
Образец.
13.10


19-20
Изготовление объёмной аппликации русского деревянного дома.
Аппликация из бросового материала. Технология получения гофро картона. Гофро картон.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
14.10


21-22
Изготовление подставки под горячее из гофро картона «Русские узоры».
Аппликация из гофро картона в технике торцевание.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей
20.10


23-24
Беседа о видах росписи.
Роспись по дереву, глине, фарфору, жести. (Хохлома, дымка, Гжель, Жостовские подносы, Филимоновская игрушка)
Сборник демонстрационных таблиц с видами росписи.
Натуральные образцы.
21.10


25-26
Знакомство с элементами росписи дымковской игрушки.
Беседа об истории возникновения, основные элементы (волна, точка, круги).
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
27.10


27-28
Элементы росписи дымковской игрушки.
Зёрнышко, полоса, узор в полосе, ломаная линия, сетка.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
28.10


29-30
Роспись Дымковской барыни по заранее приготовленному шаблону.
Рисование по образцу.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
3.11


31-32
Самостоятельное рисование и выполнение росписи Дымковской игрушки «Хрюшка».
Демонстрационная таблица.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
4.11


33-34
Самостоятельное рисование и выполнение росписи Дымковской игрушки «Курочка с цыплятами»
Рисование наброска и побелка.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
10.11


35-36
Самостоятельное рисование и выполнение росписи Дымковской игрушки «Курочка с цыплятами»
Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
11.11


37-38
Знакомство с природным материалом – глина.
Беседа

17.11


39-40
Основные приёмы лепки.
Шар, куб, жгутик, соединение.

18.11


41-42
Лепка дымковской игрушки «Уточка»
Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания. Сушка.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
24.11


43-44
Роспись Дымковской игрушки «Уточка»
Правила работы кистью при росписи. Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
25.11


45-46
Лепка Дымковской игрушки «Курочка с цыплятами»
Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
1.12


47-48
Роспись Дымковской игрушки» Курочка с цыплятами»
Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
2.12


49-50
Матрёшка.
Беседа. Знакомство с историей возникновения, виды матрёшек.
Иллюстрации. Натуральный образец.
8.12


51-52
Аппликация матрёшки в технике мозаика.
Выполнение аппликации по заранее приготовленному шаблону в технике мозаика.
Натуральный образец.
9.12


53-54
Аппликация в технике мозаика «Родные просторы»
Полосование цветной бумаги., набросок творческой темы.
Зрительный ряд: пейзажи. Образец.
15.12


55-56
Аппликация в технике мозаика «Родные просторы»
Аппликация.
Образец.
16.12


57-58
Рисование на тему «Русская зима»
Цветная манка по клеевому контуру.
Зрительный ряд: пейзажи.
22.12


59-60
Традиции празднования Нового года на Руси.
Беседа.

23.12


61-62
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Изготовление модулей.
И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.
29.12


63-64
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Составление композиции.

30.12


65-66
Изготовление папье - маше.
Швейная нить приёмом кручения. Создание формы.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
12.01


67-68
Изготовление папье - маше.
Изготовление дополнительных элементов.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
13.01


69-70
Изготовление папье - маше.
Сборка композиции.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
19.01


71-72
Изготовление папье - маше.
Сборка композиции.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
20.01


73-74
Знакомство гжельской росписью.
Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
26.01


75-76
Выполнение элементов гжельской росписи.
Правила работы кистью при росписи. Сетки.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
27.01


77-78
Выполнение элементов гжельской росписи.
Волны, капельки, лепестки.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
2.02


79-80
Выполнение элементов гжельской росписи.
Совмещение различных элементов в композицию.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
3.02


81-82
Знакомство с последовательностью выполнения цветка.
Розан.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
9.02


83-84
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи.
Оклеивание тарелки.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
10.02


85-86
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи.
Грунтовка. Подбор коппозиции гжельской росписи.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
16.02


87-88
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи.
Роспись тарелки.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
17.02


89-90
Знакомство с Жостовской росписью.
Беседа. (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
Иллюстрации Жостовской
росписи, натуральный образец.
24.02


91-92
Выполнение элементов Жостовской росписи.

Правила работы кистью при росписи. Роспись.
Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
2.03


93-94
Выполнение композиции Жостовской росписи.
Составление композиции Жостовской росписи
на чёрном листе бумаги. Набросок.
Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
3.03


95-96
Выполнение композиции Жостовской росписи
Роспись.
Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
10.03


97-98
Просечное железо.
Беседа.

16.03


99-100
Выполнение закладки с элементами рисунка просечного железа.
Аппликация.

17.03


101-102
Знакомство с хохломской росписью.
Беседа (история возникновения, предметы хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
Демонстрационный материал. Натуральные образцы.
23.03


105-106
Выполнение элементов Хохломской росписи.
Правила работы кистью при росписи (точка, капелька, цветок, листок).
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
24.03


107-108
Композиция в круге. Ромашка.
Заливание фона, набросок.
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
30.03


109-110
Композиция в круге. Ромашка.
Роспись.
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
31.03


111-112
Выполнение элементов Хохломской росписи
Орнамент, травинки, ягодки, кустик, смородина, орнамент «травный».
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
6.04


113-114
Выполнение элементов Хохломской росписи
Лист рябины, ягодка клубничка, лист, орнамент «рябина», рябина.
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
7.04


115-116
Самостоятельное составление композиции в круге.
Создание декоративной композиции из изученных элементов Хохломской росписи.
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
13.04


117-118
Знакомство с Филимоновской игрушкой.
Беседа (история возникновения, виды Филимоновской игрушки, применение, отличительные черты, изготовление).
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки.
14.04


119-120
Выполнение элементов Филимоновской игрушки.
Полоски и ёлочки.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки. Демонстрационный материал.
20.04


121-122
Выполнение элементов Филимоновской игрушки.
Узор на ковре.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки.
21.04


123-124
Выполнение элементов Филимоновской игрушки.
Филимоновские цветы.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки.
27.04


125-126
Лепка Филимоновской игрушки. Курица – свистулька.
Лепка.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки.
28.04


127-128
Роспись Филимоновской игрушки. Курица – свистулька.
Грунтовка, нанесение росписи.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки.
4.05


129-130
Основа для росписи.
Беседа (деревянная доска, фанера, ДСП)
О. Н. Маркелова Изделия из древесины и природного материала.
5.05


131-132
Обработка изделий из дерева.
Беседа (полирование, лакирование, вощение).
Изделия из древесины и природного материала.
11.05


133-134
Роспись по дереву элементами Хохломской росписи.
Обработка доски, набросок.
С.В.Вохринцева Хохломская роспись.
12.05


135-136
Роспись по дереву элементами Хохломской росписи.
Роспись.
С.В.Вохринцева Хохломская роспись.
18.05


137-138
Подготовка к выставке.
Оформление работ

19.05


139-140
Аппликация из мешковины.
Беседа (определение и использование мешковины, виды аппликации, выбор рисунка, подготовка мешковины для работы, инструменты)
О. Н. Маркелова Поделки из природного материала. Аппликация из мешковины и бересты.
25.05


141-142
Аппликация из мешковины.
Разработка эскиза и раскрой деталей.
О. Н. Маркелова Поделки из природного материала. Аппликация из мешковины и бересты.
26.05



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 8 Заголовок 915