Конспект урока по технологии Бутерброды.Приготовление бутербродов (5 класс)


Конспект урока по технологии, 5 класс.
Предмет: Технология ведение дома. Раздел «Кулинария».
Класс: 5
Автор УМК: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
Тема урока: «Бутерброды. Приготовление бутербродов».
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей хлеба, значением в питании человека, с технологией приготовления и видами бутербродов; научить готовить бутерброды.
Развивающая: развивать творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюд.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к продуктам, культуре и безопасность труда,
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник, проектор, презентация «Приготовление бутербродов», набор столовой посуды и приборов, карточка - тест, инструкционная карта, плакаты.Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
Какие питательные вещества вы знаете?
Какова роль витаминов в питании человека?
Какие блюда готовят из яиц?
Как определить доброкачественность яиц?
Изложение нового материала.
Рассказ учителя.
Выполняя домашнее задание на урок вы просмотрели много информации о бутербродах.
Ответьте сейчас на вопрос:
1. «Что является основным компонентом для бутерброда?» (Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, полезен ли хлеб? (Ответы учащихся)
3. Как вы понимаете пословицу «Хлеб -всему голова»?( Ответы учащихся)
4. Какие пословицы вы знаете? ( Ответы учащихся)
Значение хлеба в питании человека.
Хлеб занимает основное место в питании человека. Хлеб – один из полезных продуктов, он содержит большинство незаменимых питательных веществ.
По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камняхОколо 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.
Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире.
В конце XIX - начале XX в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой».
IV. Объяснение нового материала.
Слово «бутерброд»- немецкое слово и означает оно «хлеб с маслом».
Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
Бутерброды- это сытные, простые и вкусные блюда, которые легко и быстро готовить.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
По способу приготовления бутерброды делятся на:
холодные и горячие;
простые и сложные;
открытые и закрытые (сандвич);
закусочные (канапе).
Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича.
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др.
Бутербродам можно придать разнообразную форму:
Круглую
овальную
треугольную
квадратную
ромбическую.
По виду продуктов:
рыбные (копченая или солёная рыба, красная или черная икра)
мясные (мясо, колбаса, сало, ветчина, паштет)
сладкие (крема, варенье, мёд)
молочные ( сыр, масло, творог)
овощные (огурцы, помидоры, баклажаны ,лук, листья салата, укроп, петрушка)
Ответьте на вопрос: Какие вы знаете бутерброды?  
Особенности  приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы  бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов  можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов
Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.
Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем взрослым и детям.
Сейчас мы перейдем к выполнению практической работе.  Давайте повторим  технику безопасности на кухне, а что еще должны вы сделать, прежде чем работать на кухне? Правильно, обязательно надеть спецодежду и вымыть руки.
Практическая работа “Приготовление бутербродов”.
Итак, можно приступать к практической работе. Вооружитесь необходимыми инструментами, терпением, желанием и хорошим настроением!
И конечно же - не забудьте вложить каждая в свой рецепт немножко души, доброты и юмора!
Ребята по подготовленным дома инструкционным картам и эскизам готовят бутерброды.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.
V. Закрепление материала.
По окончанию выполнения практической работы заполняют карточку-тест.
Карточка-тест 1.
ФИ_______________________________
Название бутерброда_______________________________
Определить вид бутерброда (подчеркнуть):
1. Горячий, холодный
2. Сладкий, солёный
3. Открытый, закрытый
4. Простой, сложный
5. Относится к канапе, не относится к канапе.
VI. Рефлексия.
1.Какие новые знания вы сегодня получили?
2.Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?
3.Оцените свою работу на уроке по такой таблице:
Ф.И. Класс:
«5» «4» «3» «2»
Готовность к уроку Работа на уроке Усвоения темы урока Оценка Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Приготовить бутерброды в домашних условиях, принести Отзыв, написанный членом семьи.
Используемая литература.
В.Д. Симоненко, Н.В. Синица. Технология ведения дома 5 класс. М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2015.
Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство “Учитель”, 2009.
И. Степанова. Забавные бутерброды.. Издательство М. “Аргумент- Принт”, 2014.
HYPERLINK "http://www.kraushka.ru/" www.kraushka.ru
Технологическая карта урока по ФГОС второго поколения. Технология ведения дома.
 Данные об учителе: Конина М.Л.
МАОУ СОШ № 22 г. Березники Пермский край.
Предмет:  Технология ведения дома . Дата 01.07. 2016г.
Раздел: Кулинария.
 Класс: 5
 Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
Тема: «Бутерброды. Приготовления бутербродов».
Тип урока Изучение нового материала. Комбинированный.
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомить учащихся с классификацией бутербродов, навыками приготовления бутербродов.
Метапредметные:
регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
определение технологической последовательности приготовления бутербродов
коммуникативные УУД – уметь работать в группе при выполнения задания и практической работы; вырабатывать уважительное отношение друг другу.
познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; формы: групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы УМК по технологии 5 класс; компьютер, проектор; презентация «Бутерброды», плакаты, инструкционная карта.
№ этапа урока Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
3 мин Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Я рада нашей новой встрече. Активно включайтесь в работу. Как вы думаете, какую тему урока мы будем сегодня изучать? Какая цель нашего урока?
Бутерброды.
Формирования темы и цель урока. Л: самоопределение
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Р: способность прогнозировать деятельность на уроке.
2 Актуализация знаний
5 мин Готовность подвести к осознанию потребности к построению нового способа действия.
Какие питательные вещества вы знаете?
Какова роль витаминов в питании человека?
Какие блюда готовят из яиц?
Как определить доброкачественность яиц?
Высказывание на поставленные вопросы.
П:анализ, синтез, обобщение;
извлечение необходимой информации.
Р: выполнение пробного учебного действия К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
3 Выявление места и причины затруднения
5 мин Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Вовлечение в диалог.
- Что такое бутерброд?
-Откуда пришло в нашу речь слово бутерброд?
-В каком месте испытали затруднение?
-Какую цель поставите перед собой? Обсуждают на задаваемые вопросы
П: анализ, синтез, обобщение;
-постановка и формулирование проблемы;
- структурирование знаний
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
4 «Открытие нового знания»
7 мин Вовлечь учащихся в самостоятельную деятельность по овладению знаний Объяснение нового материала.
Слайд 3.Значение хлеба в питании человека.
Слайд 4. Историческую справку о происхождении слова « бутерброд».
Слайд 5-10.Виды бутербродов.
-Из каких ингредиентов может состоять бутерброд?
Слайд 11. По форме бутербродов.
Слайд 12. По виду продуктов.
В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?
Вспомним правила работы в группе.
Слайд13. Особенности приготовления бутербродов
Слайд 14.Требования к качеству готовых бутербродов
Простые, сложные, открытые, закрытые, закусочные, холодные, горячие
Круглые, треугольные, квадратные, овальные, ромбические
Мясные, рыбные, овощные, сладкие, молочные
Я не знаю как нарезать хлеб и требования. Л: самоопределение
П: анализ, синтез, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
К: учёт разных мнений
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
5 мин Применение нового знания в типовых заданиях.
1)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
-фронтально;
-в парах или группах. -Какие бывают бутерброды, повторим их классификацию.
- Назовите способы подачи бутербродов.
-Вспомните о правилах поведения за столов.
-Какую ТБ необходимо соблюдать. Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях.
Учащиеся работают по своим индивидуальным картам. П: анализ, синтез, обобщение, классификация
К: учёт разных мнений,
Формирование и аргументация своего мнения
Л:осознание ответственности за общее дело
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
15 мин Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2)Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае , когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3)Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
4)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Самостоятельная работа
« Приготовления бутербродов»
Проверка учителем. Самостоятельный подбор продуктов, выбор вида бутербродов, технологии приготовления.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи. Дегустируют бутерброды. Оценивают вкусовые качества, внешний вид.
П: анализ, синтез, обобщение, классификация,
выполнение действий по алгоритму
доказательство
Р: контроль, оценка,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
7 Рефлексия учебной деятельности
5 мин Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4)Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Подведём итог урока.
Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо, где вы сможете их применить?
Оцените свою работу на уроке.
Мы узнали много о бутербродах и хлебе. П: рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л: самооценка на основе критерия успешности ,адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности
К: планирование учебного сотрудничества