Приложение к уроку по теме Основные направления эволюции


Задание № 1. Рассмотрите предложенные объекты и определите характер их приспособленности к условиям обитания.
1 группа – веточка ели, бабочка
2 группа – кактус, божья коровка
3 группа – чучело птицы, одуванчик
4 группа – аквариумные рыбки, репейник
Задание № 2. Ответьте на вопрос.
1 группа. На севере у стланцевых форм карликовой берёзы, ели, кедровника верхние ветви, поднимающиеся высоко над землёй, обычно полумёртвые или мёртвые, а стелющиеся – живые. Объясните причины гибели одних и выживания других ветвей.
2 группа. Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь университета Брауна Х.К.Бампус собрал и принёс в лабораторию 136 оглушённых стихией домовых воробьёв. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил учёный?
3 группа. У насекомоопыляемых растений цветки имеют целый ряд приспособлений. Объясните, почему эти приспособления неэффективны в дождливую погоду?
4 группа. Учёные провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания. Объясните, почему большая часть особей будет истреблена хищниками? Какая окраска шерсти будет у популяции мышей через ряд поколений?
Задание № 3. Тестовый контроль.
1. Примером покровительственной окраски является:
а) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами;
б) подражание менее защищенного более защищенному;
в) чередование светлых и темных полос на теле тигра.
2. Яркая окраска божьих коровок, многих видов бабочек, некоторых видов змей и других животных, обладающих пахучими или ядовитыми железами, называется:
а) маскировкой;
б) демонстрирующей;
в) мимикрией;
г) предостерегающей.
3. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействием генотипа и условий среды;
в) только особенностями генотипа.
4. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.
5. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске гусеницы и бабочки-пяденицы с сучком.
6. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
а) жизнь завершается смертью;
б) адаптация целесообразна в определенных условиях;
в) идет борьба за существование;
г) приспособление могут не привести к образованию нового вида.
1 2 3 4 5 6

Задание № 4. Заполните таблицу.
Показатели приспособленности
Животные Растения
1 группа Приспособления к абиотическим факторам (например,холоду)
2 группа Защита от врагов
3 группа Обеспечение эффективности размножения
4 группа Расселение на новые территории
Задание № 5
Вариант 1.
Выберите один верный ответ:
1. Дивергенция — это:
а)  расхождение признаков в эволюционном процессе;
б) схождение признаков в эволюционном процессе;
в)  взаимопроникновение ареалов двух видов;
г)  происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.
2. Главные направления эволюции:   
а) ароморфоз и идиоадаптация         б) прогресс и регресс       в)  идиоадаптация и дегенерация       г) прогресс и ароморфоз.
3.   Возникновение    какого    ароморфоза    сопровождалось    выходом растений на сушу?
а)образование органов и тканей     б)  появление листа      в)  образование корней г)возникновение проводящей ткани.
4. К вымиранию вида ведет:       
а)   биологический прогресс    б) биологический регресс   в) ароморфоз  г) дегенерация         д) идиоадаптация.
5. Какой путь эволюции наблюдается у повилики, которая вместо корней имеет присоски и с их помощью всасывает питательные вещества из других растений?
 а) ароморфоз  б) идиоадаптация        в)   дегенерация      г)      регресс.  
6. Дегенерация приводит:
  а)  к биологическому прогрессу      б) к биологическому регрессу   в)  к ароморфозу       г)  к идиоадаптации.
7. Путь эволюции, который привел к появлению у цветковых растений различных приспособлений для распространения семян:   а)   ароморфоз  б)   идиоадаптация    в)   дегенерация   г)прогресс биологический.
Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7
Задание №5
Вариант 2.
 
Выберите один верный ответ:
1. Дерево   гингко   сохранилось   только   в   Японии   и   Китае.   Какое биологическое явление здесь наблюдается? 
а)    биологический прогресс      б) биологический регресс
в) ароморфоз   г) общая дегенерация   д) дегенерация
2. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем: а) ароморфоза  б) дегенерации в) идиоадаптации  г) биологического прогресса
3. Какое из утверждений является правильным?
а) дегенерация не является прогрессивной 
б) дегенерация может быть прогрессивной  в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида
4. Главные направления эволюции:   
а) ароморфоз и идиоадаптация   б) прогресс и регресс       в)  идиоадаптация и дегенерация       г) прогресс и ароморфоз.
5. Путь эволюции, который привел к появлению у цветковых растений различных приспособлений для распространения семян:   а)   ароморфоз  б)   идиоадаптация    в)   дегенерация   г)прогресс биологический.
6. К вымиранию вида ведет:       
а)   биологический прогресс    б) биологический регресс   в) ароморфоз  г) дегенерация         д) идиоадаптация
7. Возникновение    какого    ароморфоза    сопровождалось    выходом растений на сушу?
а)образование органов и тканей     б)  появление листа      в)  образование корней г)возникновение проводящей ткани.
Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7
Задание № 6
Задание для 1 группы
Определите направление эволюции в перечисленных процессах:
1. возникновение четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих
2. появление у ряда млекопитающих покровительственной окраски
3. исчезновение кишечника у ряда паразитических червей
4. формирование плоской формы тела у камбалы
5. формирование перепонок на ногах у гусей и уток
А. ароморфоз
Б. идиоадаптация
В. дегенерация.
Задание № 6
Задание для 2 группы
Определите направление эволюции в перечисленных процессах:
1. возникновение фотосинтеза
2. возникновение ползучего стебля у земляники
3. появление плода у покрытосеменных4. утрата листьев и корней у повилики
5. утрата листьев у кактуса и появление колючек А. ароморфоз
Б. идиоадаптация
В. дегенерация.
Задание № 6
Задание для 3 группы
Определите направление эволюции в перечисленных процессах:
1. выход животных на сушу
2. возникновение полового процесса
3. возникновение теплокровности4. образование хобота у слона
5. потеря ленточными червями органов пищеварения
А. ароморфоз
Б. идиоадаптация
В. дегенерация.
Задание № 6
Задание для 4 группы
Определите направление эволюции в перечисленных процессах:
1. возникновение хлорофилла
2. появление клубней у картофеля
3. возникновение ползучего стебля у земляники
4. появление цветка и плода у покрытосеменных5. утрата листьев и корней у ряда растений - паразитов А. ароморфоз
Б. идиоадаптация
В. дегенерация.
Карточка группы
Список участников
Таблица баллов
№ задания 1 2 3 4 6 Дополнительные баллы