Конспект урока по ручному труду на тему Взаимодействие и манипуляции с шишками (еловые и сосновые) (1 класс, для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)


Конспект урока по предмету:
Ручной труд
1 класс, программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальное общее образование, УМК любой.Тема: «Взаимодействие и манипуляции с шишками (еловые и сосновые)»
На уроке использованы современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированный подход;
- средства альтернативной коммуникации (предметы);
- здоровье-сберегающие технологии;
- мультимедийные технологии.
Форма и тип занятия: комбинированное
Цель занятия: обогащение сенсорного опыта учащихся в процессе игры и взаимодействия с предметами.
Задачи:
1. Образовательные:
Активизация интереса взаимодействия с предметами, повторение действий за взрослым.
Накопление сенсорного опыта через тактильные ощущения.
Развитие способности понимать речь и выполнять простые действия по образцу (с помощью взрослого).
Тренировать отведение большого пальца
Продолжение знакомства с визуальным расписанием (Предметные стимулы – баночка с клеем, маленький фиолетовый мячик, мягкая зеленая губка)
2. Коррекционно-развивающие:
Стимуляция развития мелкой и крупной моторики.
Привлечение слухового внимания.
Активизация зрительно-двигательной координации
3. Воспитательные:
Получение положительных эмоций в процессе ознакомления с одним из основных приемов лепки.
Получение эстетического удовольствия через музыкально-ритмическую деятельность.
Вызывание интереса к совместной деятельности, простейшим способам игры.
Воспитатель школы №627 Невского района Ермакова Н.А.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Колокольчик (элемент АСК)
Фигурка белки
Мягкий мешок в емкости («дупло белки»)
Музыкальный диск (элемент АСК)
Раздаточный материал:
Шишки (еловые и сосновые)
Пластилин
Полукруги зеленого цвета
Визуальное расписание (АСК)
Баночка с клеем (элемент АСК)
Маленький фиолетовый мячик (элемент АСК)
Мягкая зеленая губка (АСК)
Ложка (элемент АСК)
Машинка (элемент АСК)
Домик (элемент АСК)
Технические средства:
Ноутбук (музыкальное сопровождение)
Телефон (музыкальное сопровождение)
План занятия:
Организация начала занятия. Ритуал приветствия
Мотивация учебной деятельности. Сюрпризный момент
Упражнения коррекционно-развивающей направленности и сообщение темы
Физкультминутка
Подведение итогов. Ритуал завершения урока.
№ Этапы работы, деятельность педагога Деятельность детей Материально-дидактическое обеспечение
1 Организация начала занятия
Приветствие
Использование жеста «Привет»:
- Ребята, сейчас зазвенит колокольчик – это значит у нас начинается урок.
Ритуал «Милый друг»:
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг.
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, а сейчас я включу знакомую вам песенку, мы ее прослушаем и поприветствуем друг друга Слушание звона колокольчика
Построение из учащихся на колясках, воспитателя и учителя круга посреди класса
Дети слушают песенку Железновой «Начнем урок» Звенит колокольчик – элемент альтернативной коммуникации
Приветствие в кругу
Демонстрация диска – АСК. Включается песня на ноутбуке
2 Мотивация учебной деятельности – сюрпризный момент
- Ребята, замечательно – мы поприветствовали и улыбнулись друг другу. А сегодня к нам пришли гости. Они будут смотреть, как вы хорошо занимаетесь
- А вы любите ходить в гости?..
Мы с вами сейчас тоже пойдем в гости. Давайте для этого переместимся за парты
Как вы думаете, к кому мы пришли в гости?
С веточки на сучок,
С веточки на сучок
Прыг да скок,
Прыг да скок.
- Ребята, кто у нас так может прыгать?
Это белочка!
Мы пришли в гости к белочке!
Давайте поздороваемся с белочкой – «Здравствуй, белочка!»
Посмотрите, какая она мягкая, пушистая, приятная на ощупь!
- А где же живет белочка? У нашей белочки, так же как и у вас, ребята, тоже есть домик. Он называется «дупло». Давайте рассмотрим его. Потрогайте.. Какое оно мягкое..
- А давайте заглянем с вами внутрь и посмотрим, что там..- Ребята, это шишки. Их любит кушать белочка. Давайте, рассмотрим их, изучим на ощупь. Какие они твердые.. немного колючие..
- Миша, Илюша, вам нравятся шишки?
- Ребята, а куда делась белочка? Наверное, убежала по своим делам. Давайте, сделаем для нашей белочки вкусное угощение, чтобы она снова вернулась к нам! Ответ детей (мимика, жесты)
Воспитатель и учитель перемещают детей за парты
Дети слушают стишок-загадку
Дети здороваются с белочкой жестом «Здравствуй!»
Дети поочереди изучают, трогают белку
Дети смотрят на домик белочки и изучают его руками, глазками
Дети засовывают ручку внутрь «домика» и вытаскивают шишки
Смотрим на реакцию детей и предлагаем для ответа мягкую зеленую губку – АСК.
Реакция детей Фигурка белочки
Фигурка белки
Домик белочки «дупло» из мягкого мешка в емкости, внутри шишки
Мягкая зеленая губка - АСК
3
Коррекционно-развивающие упражнения и сообщение темы
- У нас сейчас урок труда (клей, визуальное расписание), и на нем мы сделаем как раз угощение для нашей белочки из пластилина и шишек, а потом будет перемена (фиолетовый шарик, визуальное расписание)
- Давайте для начала возьмем с вами пластилин и разомнем его в ладошках, чтобы он стал более мягким
- А теперь покатаем пластилин по столу, чтобы у нас получился шарик
- Молодцы ребятки! А теперь давайте немножко отдохнем - представим, как мы шли в гости к белочке.. Для этого мы сейчас с вами переместимся на ковер.
4. Физкультминутка
Мы шагаем по дорожке
Топ-топ, топ-топ.
Не устали наши ножки
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Ручками мы машем
Вот так, вот так
По сторонам мы смотрим
Влево…. Вправо
А теперь еще прыжок…
И на месте ты дружок!
- Молодцы! Мы размяли наши ручки и ножки, а теперь давайте переместимся обратно за парты и будем доделывать угощение для белочки..- Мы с вами до этого работали ручками (разминали пластилин), а на ручках есть пальчики. Давайте с вами рассмотрим, потрогаем каждый пальчик.. А у нас на руке есть большой пальчик. Вот он. Он самый главный среди пальчиков. Самый широкий..Сейчас с вами возьмем кружок и пластилин. Кладем пластилин на кружок и прижимаем его большим пальчиком.
- А теперь, чтобы у нас получилось угощение для белочки, возьмем шишку в ручку и прилепим ее к пластилину - плотно, плотно!
- Молодцы, ребята! Посмотрите какой чудесное у нас с вами получилось угощение для белочки!
А вот и белочка вернулась к нам! Белочка очень довольна «Спасибо, Миша!», «Спасибо, Илюша!» (говорит белочка) Дети с помощью воспитателя раскладывают предметы в нужное окошко
Дети кладут предмет в нужное «окошко»
Дети с помощью взрослого разминают пластилин
Дети с помощью взрослого катают пластилин ладонью по столу круговыми движениями
Воспитатель и учитель перемещают детей с колясками на ковер
Дети поднимают ножки с помощью взрослого
Дети поднимают ручки попеременно как при ходьбе
Помочь повернуть голову
«Подпрыгнуть» ногами
Воспитатель и учитель перемещают детей за парты доделывать поделку
Дети изучают свои пальчики с помощью прикосновения взрослого
Дети с помощью взрослого прижимают большим пальцем пластилин на кружочек.
Дети с помощью взрослого берут кружок с пластилином и на него сверху плотно прижимают шишку
Дети берут в руки и показывают угощение и дарят его белочке
Сообщение темы
Визуальное расписание, фиолетовый шарик, баночка с клеем (АСК)
Пластилин
Включается музыка марша на телефоне
Кружок из картона и пластилин, шишки
Фигурка белочки
5 Подведение итогов
- Ребята, сегодня мы в гостях у белочки, сделали ей замечательное угощение из шишки (показать поделки), размяли наши пальчики. А теперь нам пора прощаться с белочкой.
Ритуал завершения урока:
- Ну а мы слышим с вами колокольчик – это значит урок закончился.
- Давайте посмотрим что у нас сейчас в расписании..
- Илья сейчас идет обедать (ложка), а потом с мамой на машине едет домой (машинка)
- А Миша сразу едет на машине (машинка) домой (домик). Дети смотрят на свою поделку
Дети машут ручкой «Пока-пока!»
Дети слушают звон колокольчика
Дети смотрят визуальное расписание Звенит колокольчик – элемент АСК
Визуальное расписание (ложка, машинка, домик)