Конспект урока по математике для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на тему Число 0. Цифра 0.


Конспект урока.
Тема: ЧИСЛО «0». ЦИФРА «0».

Цель урока: Формировать представление о числе «0». Познакомить с цифрой «0».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить счетные умения и умение соотносить цифру 1-5 с количеством.
- Закрепить знание геометрических фигур.
- Закрепить пространственные представления ( понятия «вверху», «внизу»).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание при выполнении задания, память.
- Развивать логическое мышление при счете, соотнесении числа с предметом.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на уроке.
- Прививать навыки аккуратности при работе с раздаточным материалом.
Оборудование урока:
Демонстрационный материал:
карточки с изображениями овощей: капуста, лук, морковь, помидор, картофель;
карточки с цифрами 1-5;
изображение корзины с грибами (овощами);
панно «Дерево», осенние листья.
Раздаточный материал:
карточки с двумя полосками;
набор геометрических фигур одного цвета (круг, треугольник).
Ход урока:
Организационный момент:
по звонку зайти в класс;
сесть на свои места за парту;
напоминание какой сейчас будет урок;
настрой учащихся на работу, организация внимания (упражнение на внимание);
проверка готовности к уроку (рабочая поза);
сообщение темы.
1. Повторение
а) Цель: Закрепить счетные умения и умение соотносить цифру с количеством (работа у доски) .- Назвать цифры от 1 до 5. (ученики отвечают с места хором, по одному).
- Назвать показываемую учителем цифру (ответы с места).
Работа с карточками, на которых изображены овощи разного количества (например: 3 моркови, 2 огурца, 1 помидор и т.д. до 5.)-Нужно правильно посчитать и поставить цифру, соответствующую количеству овощей на карточке (ученики называют овощи, которые будут считать и прикрепляют карточку с цифрой под карточкой с овощами).
б) Цель: Закрепить знание геометрических фигур; пространственные представления (понятия «вверху», «внизу») (работа с раздаточным материалом). Ученики сидят за партами. У каждого поднос с геометрическими фигурами и карточка с двумя полосками.
Учитель показывает геометрическую фигуру –круг.
-Назовите какая это геометрическая фигура? (ученики отвеают).
Учитель показывает геометрическую фигуру- треугольник
-Назовите какая это геометрическая фигура? (ответы учеников).
-Проведите пальцем правой руки по верхней полоске слева направо (ученики проводят).
-Проведите по нижней полоске (ученики проводят).
-Положите на верхнюю полоску (например)1 круг (ученики выкладывают)
-Положите на верхнюю полоску еще 1 круг.
-Положите -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/ еще 1 круг.
-Сколько вы положили кругов на верхнюю полоску? (Три круга).
-А теперь положите на нижнюю полоску 3 треугольника.(ученики выкладывают)
-Сколько треугольников вы положили на нижнюю полоску? (Три треугольника)
-Уберите все круги на поднос (убирают)
-Уберите все треугольники на поднос (убирают).
-Сколько кругов?
-Сколько треугольников? ( ?????) (Нисколько, ничего)
2.Изучение нового материала.
Цель: Формировать представление о числе «0». Познакомить с цифрой «0».
а) Введение в тему. На фланелеграфе корзина с грибами (5 грибов).
-Прибежала белочка , попросила 2 гриба. (ученик убирает 2 гриба).
-Пришел ежик, попросил 3 гриба. (другой ученик убирает 3 гриба).
-Сколько грибов осталось в корзине? (???)-Нисколько или ничего. Отсутствие предметов обозначают цифрой «0». (Показ цифры «0»).
(Учитель читает стихотворение)
-Цифра вроде буквы «0»-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
На доску выставляется карточка с цифрой»0».
Ученики пишут цифру «0» на подносе с крупой.
б) Закрепление нового материала(ученики приглашаются на ковер).
На стене панно «Дерево» с осенними листьями на ветках.
-Летом на деревьях сколько листьев? (Много)
-Что происходит осенью? (листья желтеют и опадают)
-Что можно сказать об их количестве? (Их стало меньше)
-А поздней осенью? (Еще меньше)
-Сейчас поздняя осень. Холодно. Дует ветер и на нашем дереве тоже мало листьев
Физминутка-Ветер дует нам в лицо-
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
-А сейчас подули на деревце ( ученики дуют - учитель убирает часть листьев).
Повторяются слова и движения (ученики дуют – учитель убирает все листья).
-Сколько листьев на дереве? (все улетели -не осталось ничего).
-Какой цифрой запишем? (цифрой «0») (ученики в воздухе пишут цифру «0»).
3. Подведение итогов.
- Что мы сегодня вспомнили?
- Какую новую цифру вы узнали?
- Понравилось вам на уроке?