Проект: Роль здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 5 п. ЦЭС
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края





Проект:
Роль здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся










Работу выполнила:
Сердюк Марина Эдуардовна
учитель первой квалификационной категории






2015г.

Содержание
Введение
1. Здоровьесберегающие уроки, способствующие укреплению здоровья младших школьников.
1. 1. Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младших школьников
1.2 Методы, приёмы и формы обучения
2. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
3. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения.
4. Дневник здоровья как средство преодоления перегрузки младших школьников
Заключение
Список литературы
























«Здоровье необходимо, это базис счастья
Добыть здоровье проще, чем счастье»
Н.М. Амосов

Введение
Мы живём в эпоху информационной цивилизации. Это неизбежно влечёт за собой изменения в системе образования. Вместе с тем специалисты уже давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению школьников, вплоть до развития синдрома хронической усталости, к эмоциональным срывам и к ранним неврозам.
Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться. Причины этого явления общеизвестны: экологические и климатические факторы, неблагоприятные факторы школьной среды, невысокий уровень культуры здоровья населения.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Соответственно когда речь идёт о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумеваем определённый комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических и духовно нравственных условий и мероприятий, позволяющий учащимся начальных классов сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.
Задача школы – «не дотянуть» детей до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к полноценной жизни.
Следовательно, проблема здорового образа жизни младших школьников требует предметного и всестороннего внимания со стороны, как школы, так и всего общества.
В связи с этим целью моей работы стало обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья на весь период обучения в школе.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
- обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их в последствии.
1. Здоровьесберегающие уроки, способствующие укреплению здоровья младших школьников

«Природа милостива: она запрограммировала организм
с большим запасом прочности, и нужно много стараний,
чтобы этот запас свести к нулю»
Н.М. Амосов
Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.
Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
На сегодня основными направлениями, в рамках которых можно успешно решать проблему сохранения здоровья детей в условиях школьной жизни, является деятельностный и личностно - ориентированный подходы.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьёзные и важные проблемы:
- Организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов.
- Включение в образовательный процесс системы здоровье сберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к окружающей среде. Особая чувствительность и эмоциональность ребёнка создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к своему здоровью.
Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно (либо даже невозможно) восполнить впоследствии. Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Поэтому главной задачей пропаганды здорового образа жизни в начальной школе является воспитание у детей осознанной потребности быть здоровым. Ещё Пирогов, гениальный врач и педагог, утверждал, что воспитанию следует придавать большее жизненное значение, чем образованию.
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
К окончанию 4 класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые в дальнейшем переходят в хронические. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит возрасти 7-10 лет. Поэтому передо мной встал вопрос, как сделать урок здоровьесберегающим? Задача эта необычайно сложна и не имеет однозначного, причём быстрого решения. Лишь 2% учащихся начальной школы из 45% всех обучающихся, отметивших здоровье как ценность для жизни, понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. Следовательно, чёткого представления о сущности здоровья у детей нет.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Значит, учебные требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, весёлых, шуточных стихотворных строк, которые, например, помогают провести физкультминутки.
Дети умеют ценить доброту. Надо только любить их, верить им, помогать быть добрыми и великодушными.
1.1. Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младших школьников
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С начала учебного года у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность, стресс.
Что же такое стресс? Стресс – это ответная реакция организма на изменение окружающей среды. Оградить школьника от стресса невозможно, да и нужно ли это? Известно, что стресс оказывает не только отрицательное воздействие на человека. Он также тренирует защитные механизмы, способствует сопротивляемости организма, позволяет человеку достичь невероятных результатов, мобилизируя его внутренние ресурсы.
Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребёнка. Гораздо полезнее научить школьника их преодолевать, то есть осуществлять профилактическую работу. Сегодня ребёнка важнее научить защищаться от стресса. Он должен уметь осознавать свои неприятности, напряжение, уметь обращаться за помощью, находить её в себе самом, использовать специальные упражнения и приёмы
- разрабатывать уроки в режиме двигательной активности – проведение большей части урока в свободной форме;
- организовывать обучение в режиме динамических поз: чередовать сидения, стояния и передвижения по классу;
- для формирования правильной осанки на уроке включать упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильного дыхания через нос – глубоко, ровно, ритмично;
- создавать ситуации успеха, способствующие повышению самооценки учащихся, снижению барьеры страха, формированию доверия к педагогу, развитию доброжелательных взаимоотношений в классе;
- учитывать индивидуальные особенности и способности ребёнка, при этом каждый ученик получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

1.2 Методы, приёмы и формы обучения
Было выявлено, что большинство первоклассников не овладевают способами саморазвития стрессоустойчивости. Для решения проблемы возникла необходимость в создании системы педагогических методов и приёмов обучения детей способам саморазвития стрессоустойчивости на уроках и организация уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится», «Я справлюсь» и т.д.
б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.(Эти методы помогают ребёнку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.)
5. Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.
Не могут быть в классе все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приёмы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.
6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать.
7. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
8. Личный пример учителя.
Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умение слышать и слушать, умение понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.
9. Игровые методы психокоррекции – это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:
- развитие внимания;
- развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
- развитие произвольных движений и самоконтроля;
- развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении;
- развитие мышления и речи.
Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в группах
- работа в парах сменного состава
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников
- хлопанье в ладоши
- использование сигнальных карточек различного цвета
- деятельность с элементами соревнований



















2. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
«Если нельзя взрастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно».
Н.М. Амосов
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезают в последующей за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряжённой работе. Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать возможные средства восстановления работоспособности.
Но, к сожалению, далеко не все учителя используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а это делать необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу. Поэтому напоминаем о применяющихся на практике средствах восстановления умственной работоспособности – оздоровительных мероприятиях в учебном процессе. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определённые группы мышц и по форме поведения. (Приложение 1)
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20-й минуте занятия). Упражнения должны бать просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещённом помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование о пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 минут. Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.
Групповой(фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.
Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены – 35 минут.
Анализ наблюдений за работой учителей и учащихся на уроке и дома, выводы из практики позволяют выделить группы следующих средств:
1-я группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения.
К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами. Это различные физминутки, например, перемена поз и упражнений для глаз (по В.Ф.Базарному); упражнения, стимулирующие активные точки (по А.А.Уманской); комплекс физических упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук.
Во 2-ю группу включаются средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. Сюда относятся физические упражнения, совмещённые с выполнением учебных заданий. Примером упражнений этой группы являются «Ритмичные игры», описанные Л.Г.Петерсон, в которых двигательная активность детей направлена на усвоение содержания учебных понятий. К этой группе относится приём «живого настроения», где учащимся предлагается взять за руки друг друга, изобразить квадрат, цилиндр и др.
К 3-й группе относятся средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешностью незаметно втягивают в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т.д. задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.

О важном проведении минут отдыха для физического и умственного развития учащихся писали и пишут врачи, педагоги и психологи.
В практику вошло проведение на уроках образовательных дисциплин. Они могут проводиться в течение одной - двух минут в начале урока – перед объяснением нового материала, после объяснения, перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведённые ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличит их подвижность и силу.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.
4. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10-15 раз.
Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения:
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но под сознание примет повторяющую информацию как приказ к действию.
В наши дни близорукость широко распространена во всём мире. По данным учёных-гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С.Аветисов со своими сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.
2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии смотреть перед собой 2-3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2мин. отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает) «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые) «От чего утка плавает?» (От берега)
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д.Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-нибудь стихотворения, пословицыЭнергия возродится, и учащиеся начнут работать по-прежнему.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупреждает, что когда они увидят на доске (или на плакате) слово тишина, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.
Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они буквально «замирают».
Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.
3. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения.
В массовых школах немало детей с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Для этого необходимо распознавать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со стороны учителей и со стороны родителей. Вот почему вопросы валеологии приобретают ещё большее значение в классах, где собраны дети с задержкой психического развития. Именно такие дети испытывают наибольшие трудности в учении.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие задержка подчёркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Дети с задержкой психического развития плохо включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, не понимают прочитанное, быстро утомляются. Их словарный запас на 20 – 30% ниже, чем у других детей. Экспериментально выявлено отставание всех видов памяти. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они явно затрудняются обобщать, систематизировать и классифицировать. Они быстро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивым настроением. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока. Практика показывает, что в 1 классе уже к началу четвёртого урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. В связи с изложенным можно достаточно определённо сказать, что с точки зрения охраны здоровья детей в начальной школе должно быть не более трёх уроков в день. Однако это пока невозможно из-за объёма учебной программы. Следовательно, нужно искать новые способы по освоению всё более усложняющегося для понимания детей учебного материала за меньшее количество учебных часов. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд валеологических положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учёт динамики работоспособности детей. Первые 3-5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это 10-15-й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проводить необходимо.
Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовывать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

4. Дневник здоровья как средство преодоления перегрузки младших школьников
В последние годы идёт процесс смены образовательной парадигмы: предлагаются новые педагогические идеи и концепции, вариативное содержание начального образования насыщается различными программами и учебниками, обеспечивающими развитие у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи.
В этих условиях проблема преодоления перегрузки учащихся, сохранения и укрепления их здоровья стоит особенно остро. Несмотря на то, что современные учебно-методические комплекты располагают большими возможностями для сохранения и укрепления здоровья детей, нельзя полагаться только на них. К решению этой проблемы необходимо подходить комплексно, подключить не только педагога, родителей, но и самого ребёнка. Одним из возможных путей включения детей в активную заботу о собственном здоровье может стать ведение дневника здоровья, в котором ребёнок фиксирует наблюдение за своим состоянием. Дневник предназначен для нормализации индивидуальной учебной нагрузки ребёнка, организация мониторинговых исследований за состоянием его здоровья. С его помощью педагог может установить уровень здоровья младшего школьника, выявить причины перегрузки и своевременно внести коррективы в ход организации учебного процесса с учётом дифференцированного подхода. Предлагаемый дневник – это ещё и средство формирования у младших школьников рефлексивной деятельности, мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья. Сущность работы с дневником заключается в организации наблюдений младшего школьника за своим здоровьем, которые носят лонгитюдный характер (продолжительный во времени) – с 1-го по 4-й класс.
Так, например ребёнку предлагается ежегодно отмечать в специальных таблицах имеющиеся заболевания, наблюдать за тем, как изменяются его физические показатели (вес, рост, окружность грудной клетки), сравнивая их со средними показателями для своего возраста, фиксировать время пребывания на свежем воздухе, продолжительность выполнения домашних заданий и т.д. и на основании этих наблюдений делать соответствующие выводы. (Приложение 2 )
Знакомство с дневником целесообразно начать на специально отведённом занятии, лучше всего на уроке окружающего мира, так как круг вопросов об охране и укреплении здоровья включён в обязательный минимум содержания образования по этому предмету.
Учитывая, что учебная деятельность младшего школьника должна быть чётко регламентирована, от педагога требуется строгое дозирование домашних заданий в пределах, установленных санитарными нормами. Реализовать это положение довольно затруднительно, поскольку каждый ребёнок выполняет домашнюю работу в своём темпе. Предложив ученикам следующее задание, педагог может решить эту проблему:
Попробуй проследить, сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних заданий. Помни, что в 1-м классе приготовление домашних заданий не должно занимать более 1 часа; во 2-м классе – 1,5 часа; в 3-4-м классах – 2 часа. Сделай выводы о времени выполнения тобой домашних заданий: в норме, превышает норму.
Изучив динамику результатов наблюдений, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению учащихся, своевременно внести коррективы в её ход. Чтобы у детей не угасал интерес к этому виду деятельности, подобные наблюдения не должны носить длительного характера. Во 2-4 классах рекомендуется проводить их раз в году в течение месяца, а в 1-м классе достаточно одной недели.
Дневник привлёк моё внимание, и я охотно буду использовать его в своей работе, потому что дневник здоровья позволяет нормализовать индивидуальную учебную нагрузку; сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у младших школьников. Помогает педагогу в организации мониторинговых исследований за состоянием здоровья учащихся, выявить причины перегрузки и своевременно внести коррективы в образовательный процесс.
Исследуя, двигательную активность учащихся своего класса в режиме дня я выяснила, что 50% учащихся делают зарядку, двигательная активность в школе (гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки, паузы, уроки физической культуры) 100%, занятие в спортивных секциях 30%, семейный туризм 20%. (Приложение 3).
Исходя из этого, я сделала следующие выводы: более 50% учащихся моего класса не соблюдают режим дня, родители заняты и не уделяют должного внимания здоровью детей.
Свои уроки и внеклассные мероприятия я провожу с применением здоровьесберегающих технологий. Каждое утро начинается с зарядки. За основу я взяла комплекс упражнений доктора С.С.Коновалова. (Приложение 4). После зарядки дети все бодрые целеустремлённые, готовые к работе. В начале урока создаём хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.
На уроках русского языка провожу различные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут красивее писать (упражнение «Колечко», «Скалочка», массаж кончиков пальцев), (Приложение 5) упражнения на релаксацию, для укрепления и восстановления функций зрения. (Приложение 6). Даю речевые упражнения для развития мышц лица. Использую такой вид работы, как списывание текста о здоровье, использую пословицы, поговорки о здоровье.
Для создания рабочей обстановки, выполняем упражнения для восстановления дыхания. Перед самостоятельной работой провожу упражнение «Восьмёрка для глаз со скрещиванием рук». Чтобы оживить внимание детей применяю хоровое чтение.
Хорошим средством укрепления здоровья является экскурсии, походы. Эти мероприятия способствуют не только здоровому образу жизни, но и сплочению коллектива, бережному отношению к природе.
Естественно, что невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому с первых дней учу детей, как сохранять здоровье. Этому способствуют классные часы: «Как вырасти здоровым», «Твоё здоровье и учебная нагрузка», «Береги глаз, как алмаз», «Крепкие зубы – здоровью любы», «Прогулки по улицам Здоровьесберегайска» и т. д. (Приложение 7).
Работа по укреплению и сохранению здоровья детей должна проводиться не только с детьми, но и с родителями. Этому способствуют родительские собрания, «круглые столы», совместные праздники. В 3-м классе, когда дети учатся во вторую смену, вместе с родителями составляем режим дня, рассказываю, какие изменения происходят в организме ребёнка, как физическое взросление влияет на формирование личностных качеств ребёнка. (Приложение 8).
Кабинет, в котором занимаются дети, светлый и уютный. В нём есть «Зона отдыха», где дети отдыхают на перемене. «Зелёный уголок», за которым ухаживают цветоводы класса. Оформлен «Уголок здоровья», в котором находится необходимая информация.
Вывод: использование оздоровительных упражнений на уроках и во внеурочное время позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья.


























Заключение
Наличие в образовательном процессе системы здоровьесберегающих технологий и средств укрепления здоровья в младшем школьном возрасте обеспечивает успешность обучения на долгие годы. Изучив опыт работы В.Ф.Феоктистовой, я сделала вывод, что её современные образовательные технологии в разработанных мною уроках и внеклассных мероприятиях помогают мне в преодолении утомляемости и активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Данный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий обучения помогает достигнуть таких параметров результативности как:
- снижение заболеваемости среди детей;
- повышение качества обучения;
- создание сплочённого коллектива учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- личностный рост учащихся;
- принятие учащимися здорового образа жизни, как основной необходимости




















Список литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384с.
2. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа. – 2006. - № 8. – С. 98-100
3. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе //Начальная школа. – 2005. - № 4. – С. 72-76
4. Грузков В.Н. Здоровый образ жизни учащихся сельской школы //Начальная школа . – 2007. - № 9 . – С. 69-74
5. Дорошенко А.С., Юречко О.В. Дневник здорового образа жизни младшего школьника 3-4 классов: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ДГАФК, 2004, 75 с.
6. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе //Начальная школа плюс до и после. – 2006. - № 12 . – С. 63 – 68
7. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Университет, 1998
8. Крутецкий В.А. Психология. : М. Просвещение, 1980, 352 с.
9. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения //Начальная школа. – 2006. - № 8 . – С. 105-106
10. Образовательные Здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов /авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2009, 121 с.
11. Яковлев В.Г. Подвижные игры. – М.: Учпедгиз, 1987














Приложение 2
Таблица 1
Таблицы (№ 1, 2) показателей роста и веса
Мой возраст
Мой рост
Мой вес

6-7 лет



7-8 лет



8-9 лет



9-10 лет




Таблица 2
Возраст
Мальчики
рост
Мальчики вес
Девочки
рост
Девочки
вес

8 лет
1 м 24 см –
1 м 35 см
23 кг 600 г –
31 кг 800 г
1 м 24 см –
1 м 35 см
23 кг 100 г –
32 кг 700 г

9 лет
1 м 30 см –
1 м 40 см
25 кг 900 г –
35 кг 800 г
1 м 30 см –
1 м 40 см
25 кг 900 г –
37 кг 200 г

10 лет
1 м 35 см –
1 м 47 см
29 кг –
40 кг 800 г
1 м 35 см –
1 м 47 см
28 кг 600 г –
42 кг 200 г

11 лет
1 м 40 см –
1 м 52 см
31 кг 300 г –
45 кг 800 г
1 м 40 см –
1 м 52 см
32 кг 200 г -
47 кг 600 г

12 лет
1 м 45 см –
1 м 57 см
34 кг 500 г –
51 кг 700 г
1 м 40 см –
1 м 55 см
36 кг 700 г –
50 кг 800 г


Таблица 3
Продолжительность времени, затраченного на выполнение домашнего задания

Предметы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Математика





Русский язык





Чтение





Окружающий мир





Другое





Итого







Приложение 8
Родительское собрание по теме:
«Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни».
«Здоровый образ жизни – это мой цветок, это маленькая душа в моей жизни» - эта цитата девятилетней девочки из мини-сочинения на тему «Что такое здоровый образ жизни».
Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к окружающей среде. Особая чувствительность и эмоциональность ребёнка создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, своему здоровью. Поэтому главной задачей пропаганды ЗОЖ в начальных классах является воспитание у детей осознанной потребности быть здоровым. Ещё Пирогов, гениальный врач и педагог, утверждал, что воспитанию следует придавать большее жизненное значение, чем образованию.
Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми.
Дом – это очаг, в котором необходимо поддерживать огонь, чтобы тепло его не остыло, а сохранилось в памяти и сердце ребёнка на всю жизнь. Роль семьи определяется независимостью, неповторимостью, глубоким учётом особенностей ребёнка, которого родители знают значительно лучше других. Постоянное общение ребёнка с близкими людьми, в результате которого он приобретает опыт действий, суждений, оценок, затем проявляется в его собственном поведении. Большое значение имеют положительные примеры в поведении матери и отца как образца для подражания.
Главное же, чтобы слова родителей, их пример, а так же детского поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребёнка понятия, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Однако во многих семьях, к сожалению они не совпадают.
«Комнатный ребёнок» - это не абстрактное понятие, а реальность нашего времени. Родители мало интересуются, как их дети проводят свободное время. Учащиеся отмечают, что родители говорят только о семейных трудностях, но не о детских проблемах.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, обращаясь к родителям: « помните, что здоровье и умственное развитие ваших детей зависит от вас. Помните, что создание человека – это не просто биологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознаёт свою деятельность, включая и повторение самого себя в детях».
Ребёнок должен понимать, что его здоровье имеет ценность не только для него самого, но и для его близких.


Приложение 9
Примеры игровых двигательных упражнений с книгой.
Цель упражнений: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивации развития собственной двигательной активности.
Упражнение “Тяжелый груз”. Держа книгу на вытянутой руке: перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты и т.п.

Упражнение “Борьба с трудностями”. Участники встают из-за стола и выполняют следующие варианты с книгой: стоят с книгой на голове; приседают с книгой на голове; осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове; вращаются с книгой на голове; осторожно двигаются попеременно вперед и назад с книгой на голове и т.п.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Упражнение “Колечко”. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение “Кулак-ребро-ладонь”. Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости (стола, пола). Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (“Кулак-ребро-ладонь”), произносимых вслух или мысленно.
Примеры коммуникативных упражнений
Упражнение “Скала”. Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают “скалу”, принимая различные позы. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора “Скала готова? Замри!” альпинист должен пройти вдоль обрыва перед “скалой” и не “сорваться”. Все участники упражнения поочередно выступают в роли “альпиниста”.

Упражнение “Тень”. Цель: развитие пространства тела. Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека.










Приложение 15

13PAGE 15


13PAGE 14815





15