Методические материалы на тему Активные формы обучения как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках Человек и мир

Пригодич Л.К,
учитель начальных классов,
Государственное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа №16. г. Пинска»
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чем же состоит эта активность? Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели». [7, 27]
Бывает так, что младший школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности невысок. Все зависит от того, какие внутренние мотивы побуждают его к познанию (стремление узнать что-то новое, интерес к чему-то). Внешняя активность младшего школьника на уроке (вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т. д.) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать, что для поведения детей этого возраста характерна подвижность, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети». Причиной такой пассивности является несформированный познавательный интерес в дошкольные и школьные годы.
Поэтому я нахожусь в постоянном поиске тех методов и форм работы, которые позволяют весь учебный процесс организовать так, чтобы развивать собственное мышление ребёнка, активизировать познавательную деятельность, отойти от механического усвоения знаний. Стремлюсь сам процесс обучения сделать радостным, интересным, увлекательным. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, поддерживаю связь обучения с жизнью, игрой.
Основываясь на мнении  отечественных психологов и педагогов, я выделила существенные признаки познавательного интереса. Это:
- положительная мотивация;
- положительное отношение к изучаемому предмету;
- постоянное стремление к познанию окружающего мира,
- активная учебная деятельность.
В моей практике особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. «Не напичкать ученика знаниями, а сформировать у него положительную мотивацию учения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности. «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь»» - главные задачи, которые я ставлю перед собой.
На решение этих задач направлено проектирование учебного процесса с применением активных методов и форм обучения, организацией активной познавательной деятельности учащихся.
Необходимость активного обучения заключается еще и в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление учащихся;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Среди различных форм изучения окружающего мира важное место в моей практике занимают активные формы обучения: урок – конференция (тема «Птицы зимой»), урок – игра (тема «Зимние изменения в природе»), урок – театрализация, экскурсии, а также формы, заимствованные из социокультурных технологий: ресурсный круг, экологическая практика, активное занятие.
Почему эти методы и формы активные? Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми. Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных. В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды
вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников. В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Мне и моим учащимся нравятся уроки по предмету «Человек и мир» с применением активных форм обучения (ресурсный круг, активное занятие) и с занятиями экологической практики, на которых учащиеся могут выступить в роли ученого – исследователя. (Фрагменты уроков).
Активные методы предусматривают проведение уроков через организацию игровой деятельности учащихся и предполагают использование методик организации игровой деятельности: «Дерево решений», «Пустое кресло», «6х6х6», «Ковёр идей». Методики активных методов обучения предполагают работу в группах постоянного и сменного состава.
«Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Сначала учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, с природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся заполняют таблицу:
Проблема
+ (преимущества)
- (недостатки)

и приходят к совместному решению.
Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа. На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп. На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.
«Пустое кресло» – дискуссионная методика. Цель: найти ответ на
четко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Учитель ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
«Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему нужно охранять природу? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. «Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию?» Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать. (Ко всем методикам – практическое подтверждение)
Применяю на уроках информационно – коммуникативные технологии (презентации, учебные фильмы, тесты), которые позволяют учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. (Имею свою копилку презентаций, тестов).
Реализация активных форм и методов в обучении способствует развитию познавательного интереса младших школьников, даёт возможность не только эффективно организовать учебную деятельность, но и развивать коммуникативные, управленческие умения и навыки, а также помогает установлению эмоционального контакта между учениками, что создаёт положительный настрой на сам процесс познания, изучения нового, обеспечивает целостное развитие таких важных психических процессов как восприятие, мышление, чувствование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М., 1984.
2. Бурова, Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание / Л.И.Бурова // Начальная школа. - 2009. - №1. – стр. 57-60.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И.Запрудский. – Минск, 2006.
4. Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н.И.Захарова // Начальная школа. – 2008. - № 1, стр. 31-33.
5. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т.Е.Соколова // Начальная школа. - 2004. - № 3. – стр. 21 – 23.
6. Талызина, К. 3. Формирование познавательной деятельности младших школьников / З.К.Талызина. - М., 1985.
7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И.Щукина. - М., 1988.