ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Школа с углубленным изучением отдельных предметов №114" МОН ДНР
СЕМИНАР
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Подготовил:
Учитель трудового обучения
Селивёрстов А.С.
Донецк 2017 г.
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К. Д. Ушинский
Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. Иногда педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Хотелось бы отметить, что такое вообще технология.
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «педагогическая технология», пришедшее к нам вместе с развитием техники и внедрением новых компьютерной методов работы с информацией. (Хотя к первой педагогической технологии можно отнести работы Яна Амоса Коменского в XVII веке с идеями и системой гарантии позитивного результата). Существует несколько трактовок термина, в которых, в принципе, можно выделить одно общее и объединяющее:
Педагогическая технология — определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
В последнее время принято выделять традиционные (объяснительно-иллюстративные) и современные технологии. Но любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Они определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
концептуальную основу (научную базу и идеи);
содержательный компонент обучения (цели и содержание);
процессуальную часть - технологический процесс (организация учебного процесса; методы и формы деятельности учащихся и преподавателя).
Считается, что в современном образовании нужно применять как можно больше новых технологий, потому что традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
монолог учителя, недостаточность диалога в обучении между учащимися и самоконтроля;
доминирование обучения над учением;
исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
формирование личности с заданными свойствами;
превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию «обучение». Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
вариативность и альтернативность способов обучения,
рациональная организация учебного процесса,
личностно-ориентированный подход,
активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
создание условий для активной собственной познавательной
деятельности,
поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов
решения,
самоконтроль и взаимоконтроль,
создание «ситуации успеха»,
ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение кобучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и
социальных партнеров.
Наряду с термином «педагогическая технология» в практике широко используется понятие «образовательная технология». Образовательная технология – это комплекс, включающий в себя: представление планируемых результатов, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Система современного образования, а значит, прежде всего, ее главное звено - учитель, призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, и ее способность достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.
Только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально -экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому наши учителя пришли однозначно к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и создание условий для успешного обучения каждого ребенка. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой. (Психологи, логопед, социальный педагог).
Для оптимизации образовательного процесса применяю:
проектные методы в обучения (реализация методов проекта в 5-11 классах),
тестовые технологии (разработаны тесты по всем разделам программы образовательной области «Технология»),
беседа (постепенно подвожу учеников к пониманию нового материала),
объяснение (понятие, явления и т.д.),
наглядные методы,
практические методы обучения.
      Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям, т.к. это напраление в работе особенно необходимо развивать на уроках технологии.  Для максимального достижения цели на уроках применяю    индивидуальную и коллективную формы организации обучения и воспитания.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.  
На своих уроках применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:
1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
2.   В школьной медиатеке  не имеются мультимедиадиски.
Презентации построены таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.