Модель школьной системы оценки качества образования, ориентированной на современные результаты (конспект)

Аннотация проекта
Наименование проекта
Модель школьной системы оценки качества образования, ориентированной на современные результаты

Основания для разработки
- Федеральный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. №2198-р);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»  (приказ президента РФ № 27I от 04.02.2010 г.)
- Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (Принята Законодательным собранием Пермского края».
- Устав МБОУ «Нижне-Галинская ООШ».

Автор  проекта
Лобашева Татьяна Николаевна, зам. директора по УМР

Исполнители проекта
Администрация, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность.

Цель проекта
Разработка модели школьной системы оценки качества образования в соответствии с образовательными стандартами, способствующей повышению качества в ОУ

Структура проекта
- Обоснование проекта
- Цели и задачи ВШСОКО
- Содержание проекта
- План-график мероприятий по реализации проекта
- Апробация
- Результативность
- Анализ нормативно-правовой базы
- Список литературы

Сроки и этапы реализации
1 этап (2013 г) – Организационно-педагогический
2 этап (2013-2014 гг) – Проектировочный
3 этап (2014-2015 гг) – Внедренческий
4 этап (2015 г) – обобщающе-аналитический

Назначение проекта
Проект является целеполагающим документом, определяющим образовательную деятельность МБОУ «Нижне-Галинская ООШ» на 2013-2015 гг. по созданию системной оценки качества образования и переводу ОУ в качественно новое состояние.

Планируемый результат реализации проекта
Единая педагогическая стратегия и тактика организации работы по использованию системной оценки качества образования

Источники финансирования
Бюджетное финансирование.
Внебюджетное финансирование (в том числе добровольные пожертвования родителей).

Обоснование проекта
Представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Поэтому конечной целью реформ, происходящих в образовании, является создание системы качественного образования. Национальная общеобразовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как «важнейшую ценность, главный фактор развития»1. Качество образования является важнейшей задачей внутришкольного управления и показателем авторитетности и конкурентоспособности образовательного учреждения.
Под качеством образования  понимается качество образовательного процесса, отражающее степень соответствия образовательных результатов и достижений обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Одной из приоритетных задач, сформулированных в «Концепции Федеральной Целевой Программы развития образования на 2011-2015 гг.», является задача «формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей».
Под оценкой качества образования подразумевается оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования необходимо пересмотреть традиционные взгляды как на результаты образования, так и на всю систему их оценивания.
Под системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
В нашей школе на сегодняшний день уровень качества образовательных результатов и достижений обучающихся не достигает требуемого как по количественным целевым показателям, устанавливаемым районным Управлением образования, так и по качественным. С целью своевременной диагностики и принятия управленческих решений в школе осуществляется сбор и анализ необходимой информации о различных аспектах деятельности ОУ, включая мониторинг учебного процесса (посещаемость, успеваемость и т.п.) и показатели, передаваемые государственным органам управления образованием. Проводится анализ возможных потенциальных проблем и несоответствий и их причин.
Однако целостная система оценки качества образования не сформирована, единые подходы к ее формированию находятся в стадии определения, не до конца сформирована организационная и правовая основа.
Таким образом, отмечается противоречие между государственным заказом  на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.
Основанием для разработки данного проекта в условиях проведенного в школе анализа явилась выявленная проблема: отсутствие системного подхода к пониманию «оценка качества образования» и управлению им в образовательном учреждении.
Основная стратегическая цель проекта – повышение качества образования в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ».
Тактической целью является разработка модели школьной системы оценки качества образования в соответствии с образовательными стандартами, способствующей повышению качества в ОУ.
Отсюда вытекают задачи:
Теоретические задачи:
1. Проанализировать понятийный аппарат, используемый практиками в качестве опорных: качество образования, оценка качества образования,  критерии, диагностика и т.п.
2. Провести проблемную экспертизу качества образования в школе: анализ результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса;
3. Ранжировать проблемы по степени значимости.
Практические задачи:
1. Выделить критерии оценки результативности образовательного процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования.
2. Разработать нормативно-правовую базу данного процесса и формы фиксации результатов.
3. Спроектировать и внедрить современную систему  оценки качества образования в школе.
Можно предположить, что наличие целостной системы оценки качества позволит наиболее точно установить соответствие реального достигаемого качества общего образования (результатов, процесса и условий) нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, что даст возможность при эффективных управленческих решениях обеспечить высокий уровень качества образования и удовлетворённости потребителей.

 



 




Содержание проекта
Данная модель рассматривает внутреннюю систему оценки качества образования (далее – ВШСОКО) как систему оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования.
Построение комплексной системы управления и оценки качества образования МБОУ «Нижне-Галинская ООШ» включает следующие этапы:
1) формирование эталона качества образования,
2) создание инструментария ОКО;
3) организация мониторинговых исследований по оценке отклонений полученных результатов от эталона качества образования;
4) выработка управляющих воздействий с целью минимизации выявленных отклонений от эталона.
Определять степень эффективности предпринимаемых мер призвана многоуровневая система оценки качества образования (СОКО):
общероссийская (ОСОКО)
региональная (РСОКО)
муниципальная (МСОКО)
внутришкольная (ВШСОКО)
Организационная структура модели, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов включает:
администрацию школы,
педагогический совет,
целевые аналитические группы (комиссии), творческие группы,
Совет школы.
Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.
Целевые аналитические группы (комиссии), творческие группы участвуют в оценке продуктивности и профессионализма.
Совет школы  участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации модели КО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов. Члены Совета привлекаются для экспертизы качества образования.
Согласованная работа всех организационных структур позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.
Исходя из целей данного проекта, объектами оценки ВШСОКО являются:
качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации (учреждения): финансово-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, кадровых,
качество процессов и содержания реализуемого образования, которое включает: образовательные программы, учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение; педагогические и информационные технологии;
качество результатов, а именно, индивидуальных достижений обучающихся.
Под образовательными  достижениями  обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:
1)    Предметных результатов
2)    Метапредметныех результатов
3)    Личностных результатов



Процедура оценки качества образовательных достижений
Процедура
Инструмент
Эксперты

Предметные результаты

Текущая аттестация
Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.
педагоги

Промежуточная аттестация
Экзамены для учащихся 5-8 классов в письменной или устной форме (обязательные и по выбору), которые позволяют оценить уровень усвоения обучающимися усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельно его использовать.
Педагоги
администрация

Контроль администрации
Различные виды контрольных работ которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.
- Администрация
- ЦОКО (проект «Оценка учебных достижений учащихся»)
-ЦРМ («Эму-специалист» 1-4 классы, конкурс «Грамотей-марафон» 5-9 классы)

Итоговая аттестация
Итоговая аттестации выпускников 9 классов 


·
Предметные олимпиады, творческие  конкурсы и т.п.
Мониторинг
 
администрация

Метапредметные результаты

Тестирование
Комплексные проверочные работы на межпредметной основ по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»
ЦРМ (ЭМУ-Эрудит 1-4 классы, рабочие тетради «Комплексные проверочные работы» и «Учусь принимать решения»

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)
Портфолио
Педагоги и классные руководители

Личностные результаты

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования
Мониторинг, Портфолио
Педагоги и классные руководители


Вся полученная аналитическая информация в результате комплексной оценки качества образования может быть использована в «портфолио» обучающихся, педагогических и руководящих кадров для отражения индивидуальных достижений; использована при проведении анализа деятельности общеобразовательного учреждения, в публичном докладе, который размещается на сайте школы.
Полученные в ходе мониторинга результаты учебной деятельности обучающихся и их анализ позволит создать информационную базу данных о состоянии уровня обученности обучающихся по различным предметам, определить причины неуспеваемости, выявить проблемы в преподавании учебных предметов, определить способы профессиональной методической помощи педагогам школы, итоговой аттестации учащихся и др.
Потребителями результатов деятельности ВСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании ВСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг: государство, производство, общество, личность, сама система образования.

Сроки и этапы реализации проекта
Этапы
Сроки
Краткое описание этапа

I. Организационно-педагогический
2013 год
Диагностика состояния системы оценивания качества образования школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов обучающихся, их родителей, требований современного общества.

II. Проектировочный
2013 – 2014 годы
Создание проектов, отражающих изменения системы оценки качества образования и влияющих на качественные результаты образовательной деятельности

III. Внедренческий
2014-2015 годы
Внедрение проектов по созданию новой системы оценивания качества образования и управлению качеством образования

IV. Обобщающе-аналитический
2015 год
Обобщение результатов деятельности по внедрению новых подходов к оцениванию качества образования, прогнозирование и конструирование дальнейших путей работы по повышению качества образования


План-график на 2013-2014 уч.г.
Этапы и сроки работы
Содержание работы
Результаты
ответственные

ноябрь
Создание творческой группы
Обсуждение актуальности проблемы
Положение
администрация

декабрь-январь
Обзор содержания современной психолого-педагогической литературы по проблеме
разработка нормативно-правовой базы проекта
Написание проекта
Проект
Зам.директора по УМР

Февраль-апрель
Сбор информации
Подготовка аналитических материала для обучающихся, педагогов и родителей
Пакет аналитических документов

Зам. директора по УМР и УВР, психолог

Май-июнь
Экспериментальная работа по внедрению аналитических материалов
промежуточный контроль за реализацией проекта
Анализ
Зам. директора по УМР и УВР, психолог

Апрель-май
Проведение семинара (педагогического совета) для педагогов школы
Решение педсовета
администрация


Нормативно – правовое обеспечение ВШСОКО
Система правового регулирования ВШСОКО в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ» будет охватывать:
- разграничение полномочий между членами администрации в вопросах сбора и обработки информации о качестве показателей, расчета критериев качества образования и принятия управленческих решений;
- нормативное закрепление процедур и сроков ОКО;
- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к этим процедурам и результатам;
- разработку локальных актов: «Положение о системе оценки качества образования в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ», «Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ», «Положение о внутришкольном контроле», «Положение о деятельности Службы мониторинга»
- сопутствующие программы: «Программа повышения качества образования в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ», «Программа мониторинга качества образования в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ».


Информационно-разъяснительная деятельность по внедрению проекта:
Информационные совещания педагогов по изучению  понятия «современное качество образования».
Проведение педагогических советов по внедрению в практику современных методов и приемов оценивания образовательных достижений обучающихся, качества образовательного процесса, профессиональной компетентности педагога.
Проведение родительских собраний по разъяснению критериев оценки  образовательных достижений обучающихся и ведению портфолио обучающихся.
Консультирование обучающихся по вопросам  составления индивидуальных учебных планов и формированию портфолио, развитию навыков самоконтроля.
Использование возможностей школьной прессы и школьного сайта для информирования образовательного сообщества по вопросам качества образования и фиксации достижений отдельных обучающихся и педагогов
Предъявление достижение ОУ образовательному сообществу через ежегодные Публичные отчеты школы.

Внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса
Построение учебного процесса на основе компетентностного подхода
Предпочтение проблемным, деятельностным, интерактивным  формам обучения.
Внесение изменений в рабочие программы педагогов с учетом формирования УУД обучающих.
Использование исследовательских, проектных, информационных технологий, способствующих воспитанию самостоятельности и формированию навыков критического мышления у обучающихся.
Использование возможностей районных и школьных творческих конкурсов для развития индивидуальных способностей обучающихся и признания их достижений.
Распространение педагогического опыта  по внедрению внутришкольной СОКО:
Организация открытого общения в рамках РМО и проблемных групп.
Предъявление опыта на педагогических советах.
Участие в районных и краевых  семинарах и конкурсах.
Издание школьных методических брошюр и буклетов.
Публикации на сайте школы, в СМИ и педагогических изданиях различного уровня.
Риски и их минимизация
Риск
Минимизация рисков

Недостаточный уровень квалификации управленческих кадров школьного уровня
Повышение квалификации управленческих кадров по вопросам мониторинга и оценки качества образования

Нехватка квалифицированных специалистов для проведения аналитической и экспертной работы
Привлечение экспертов извне

Недостаточность показателей и индикаторов для оценивания качества образования
Введение новых показателей и индикаторов

Отсутствие достаточного количества независимых контрольно-измерительных материалов по направлениям исследования
Создание разноуровневой базы КИМов

Необъективное отношение к оценке достижений учащихся
Привлечение к оценке достижений школьников независимых экспертов

Нехватка современного программного обеспечения для мониторинга качества образования
Создание банка данных программного обеспечения на школьном уровне, сотрудничество с другими образовательными учреждениями в данной области




Планируемый результат
Единая педагогическая стратегия и тактика организации работы по использованию системной оценки качества образования.
Результатами реализации проекта для основных субъектов образования станут:
для родителей: значительное повышение уровня информированности об образовательных успехах своего ребёнка и об общем качестве образования в школе; удовлетворённость образованием, получаемым ребенком;
для обучающихся: достижение образовательных результатов, соответствующих их личностным ожиданиям и позволяющих быть конкурентноспособными в окружающем их социуме;
для педагогов: обеспечение требуемого уровня образованности и повышение своей профессиональной компетентности.
для школы: повышение имиджа школы, рост в рейтинге среди общеобразовательных учреждений района.
для социума: контроль обеспечения равенства в доступности образования.
для государства: адекватная оценка результативности действующих образовательных программ.










Заключение
В представленной модели отражен общий подход к структуре, функциям и созданию ВШСОКО в МБОУ «Нижне-Галинская ООШ». При этом важное значение имеет не только механизм оценки, но и влияние результатов оценки на качество образования.
Требуются целенаправленные усилия по разработке и внедрению модели комплексного анализа результатов различных процедур оценки качества образования для обеспечения управления системой контроля и оценки качества образования. Должна функционировать комплексная система сбора и анализа разносторонней информации, которая охватывает все основные процессы ОУ.
Проект может быть полезен другим образовательным учреждениям, позволит отслеживать качество образования в своей школе и на основании анализа полученной информации принимать меры по повышению качества образования.
Список литературы
Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, №
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001
Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. - М., 2001
Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе. Народное образование, №4, 2007 г.
Интернет-портал «Социальная сеть работников образования» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-портал «Менеджер образования» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14615


































































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 9+, Знак1 Знак Знак Знак