Конспект по изобразительному искусству для 3 класса» В сказочном подводном царстве» (карандаш)


Урок изобразительного искусства в 3 классе
«В сказочном подводном царстве»
(карандаш)
Сиразова Расима Фаварисовна
учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание изобразительного искусства. Преподавание в начальных классах.
______________________________________________________________________
Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления, формирование умения сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими, воспитание любви к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.
Оборудование:
Изобразительный ряд: иллюстрация И.Я. Билибина к сказке «Царевна – лягушка», «Иван и щука»; книги с изображением различных видов рыб; образец педагогического рисунка «В сказочном подводном царстве» (карандаш).
Музыкальный ряд: К.Дебюсси «Отражение в воде».
ХОД УРОКА
1.Организация класса
Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку
2.Постановка цели урока
(Включается видеозапись «В подводном мире» с музыкальным сопровождением К. Дебюсси)
Учитель: Ребята, а вы догадались, в какое путешествие мы сегодня с вами отправимся?
3.Актуализация знаний учащихся
Учитель: Вспомните, сказки и былины, в которых действие происходит в сказочном подводном мире.
Сказка П.П. Ершова « Конек-горбунок»
Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка»
Былина «Садко»
4. Вводная беседа
Слово учителя. Чтобы обогатить ваши представления о сказочном мире, прослушайте отрывок из былины «Садко»
Проснулся Садко, купец богатый новгородский,
В океан – море, да на самом дне;
Увидал он – сквозь воду печёт красно солнышко,
Увидал он возле себя палаты белокаменны -
Во палатушках сидит на стуле царь Морской.
- А сейчас угадайте, из каких сказок эти отрывки:
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь.
И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
В открытом море, где вода совсем синяя и прозрачная, как стекло, живут русалки. На дне в само глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с крышей из раковин, которые открываются во время прилива.
Крепче за меня держись да глаза зажмурь, - говорит конёк, - сейчас нырнём на морское дно.
- Я боюсь, - говорит Иван.
- Не бойся, со мной не пропадешь. Нырнули они в море, доплыли до самого дна, вот и сундучок, Иван схватил его, и конёк вынес его на берег.
5. Анализ произведений изобразительного искусства
Учитель: Предварительно изучим изображение рыб в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений.
Обратите внимание не только на изображение рыб, но и на то, как нарисованы ракушки, водоросли, камешки.
А вот эта иллюстрация выполнена известным художником – иллюстратором И.Я. Билибиным.
Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по её югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству – песне, сказке, и позднее сам начинает иллюстрировать народные сказки. Его особой любовью были книги для детей.
И.Я. Билибин создал собственный стиль рисования, обрамляя сказочные сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного.
И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег, то дремучие леса, то высокие гребни волн.
(Рассмотреть иллюстрацию И.Я. Билибина «Иван и щука»).

6.Работа над новым материалом
Учитель: Сегодня вы должны проявить свою творческую фантазию и наблюдательность. Постарайтесь в своих работах сочетать реальные события со сказочными, фантастическими.
Учитель: Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка?
Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и дочь Русалочка, часовые охраняют вход во дворец.
Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить внимание на создание в рисунке именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками.
Для этого можно использовать такие приёмы:
преувеличение реальных размеров предмета,
необычная окраска и форма предметов.
Все это поможет вам создать сказочное подводное царство.
7.Физкультминутка
(Просмотр видеоматериала о подводном мире)
8.Педагогический рисунок
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира.
Сначала мне надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Для выделения главного объекта в рисунке, я могу разместить его в центре всей композиции, выбрать для него крупный размер и выполнить этот предмет более яркими цветами.
Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта.
Определяю месторасположение и размеры главных героев.
Отмечаю геометрическим способом фигуры людей. Голова похожа на овал, туловище – на прямоугольник, определяю направление рук и ног.
Прорисовываю детали.
9.Самостоятельная работа учащихся
А теперь создайте на листе бумаги красочные сказочные картины подводного царства.
10.Итог урока
Выставка работ учащихся
Учитель: Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. Я надеюсь, что у многих из вас сегодня появился интерес к сказочному подводному миру.
Обобщение изученного материала
С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?
Какие средства можно использовать для создания сказочного подводного мира?
11.Домашнее задание
Завершить работу над композицией.