Конспект логопедического занятия на тему Упражнение в распознавании и написании слов с разделительным мягким знаком (2 класс)



Логопедическое занятие по теме: «Упражнение в распознавании и написании слов с разделительным мягким знаком». (2-й класс)
Стремедловская Татьяна Анатольевна, учитель – логопед
Цели:
Образовательные:
- развитие умения различать на слух твердые и мягкие фонемы;
- закрепление умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением согласного и гласного звуков;
- формирование навыков правильного написания слов с разделительным мягким знаком;
- развитие связной речи с употреблением слов – терминов;
- закрепление понятия «антонимы», «однокоренные слова»;
- работа над связью слов в предложении при работе с деформированным предложением;
Коррекционные:
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
- совершенствование навыков звукового анализа;
- уточнение, расширение словарного запаса;
развитие настойчивости, способности преодолевать трудности;
- развитие общей моторики.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся активности на занятиях;
- воспитание стремления беречь и укреплять свое здоровье.
Дидактические средства:
Сигнальные карточки – буква «Ь»; карточки с текстом и слова для составления пословицы; фигурки Пьеро (веселого и грустного); кроссворд на доске; слова – термины и однокоренные слова для демонстрации; планшет «Словарная копилка».

Ход занятия.
I. Организационный момент.-Мы начинаем логопедическое занятие, на котором присутствуют гости – учителя.
Будьте внимательны и активны.
II. Сообщения темы. Нацеливание.
- Я произнесу четыре имени. Внимательно слушайте, как я буду их произносить.
Найдите «лишнее» слово.
Софья, Илья, Ваня, Дарья. ( Лишнее слово «Ваня», т.к. в нём нет разделительного мягкого знака).
-А в остальных именах … ( пишется разделительный мягкий знак)
-Где напишем разделительный мягкий знак в слове «Софья»? ( После мягкого согласного [ф’], перед гласной II ряда буквой «я»).
-Что показывает разделительный мягкий знак в слове «Софья»? ( Показывает, что мягкий согласный [ф’] и гласная II ряда «я» произносятся раздельно).
Перечислите, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак. ( Перед гласными II ряда: я, ё, ю, и, е).
-Назовите тему занятия. (Разделительный мягкий знак)
-Сегодня мы будем продолжать учиться различать слитное и раздельное произношение мягкого согласного и гласной II ряда, закреплять навык правильного написания слов с разделительным мягким знаком.
III.Работа по теме.1.Слоговая разминка (с сигнальной карточкой «Ь»).
- Поучимся различать слитное и раздельное произношение мягкого согласного и гласной II ряда в слогах.
- Возьмите в руку сигнальную карточку «Ь». Я буду произносить слоги. Если вы услышите раздельное произношение мягкого согласного и гласной II ряда, поднимите разделительный мягкий знак. Будьте внимательны.
Мя, мья, вье, пе, сья, бьи, чи, лью, чьи.
2. Диктант слов с комментированием.
-Откройте тетрадь, запишите дату.
-Сейчас будем учиться узнавать и писать слова с разделительным мягким знаком. Прежде чем написать слово, нужно объяснить его написание. Объясняем по цепочке.
Слова: скамья, клюнул, вьюн, блюдо, ученье, горят, налью, соловьи, шьёт, тянуть, медвежьи.-Проверим написание слов. Прочитайте только слова с разделительным мягким знаком и укажите, где в слове он стоит.
ФизминуткаДавным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался.
Он руки к небу поднимал
За солнышко хватался.
3. Отгадывание кроссворда. Упражнение в подборе слов-антонимов.
- Сегодня к нам пришёл гость (открываю грустного Пьеро)
- Вы узнали его? ( Это Пьеро)
- Из какой он сказки? ( «Приключения Буратино»)
- Кто знает, как правильно написать это имя? ( с разделительным мягким знаком после буквы «п»).
- Пьеро пришёл грустный. Ведь его окружают такие невесёлые слова. (открываю лист со словами: враги, горе, печаль, болезнь.)
- Давайте подскажем Пьеро другие слова, слова с противоположным значением.
- А как называются такие слова? ( Антонимы)
- Итак, мы разгадываем кроссворд «Антонимы» (открываю кроссворд)
- Назовите антоним к слову «враги». ( Друзья)
Аналогично дети подбирают антонимы к остальным словам и заполняют клетки кроссворда, объясняя написание каждого слова.
В результате заполняем клетки кроссворда:
д р у з ь я с ч а с т ь е в е с е л ь е з д о р о в ь е

Слово «здоровье» пишем красным мелком.
- Вы вспомнили такие замечательные приятные слова. И, посмотрите, наш Пьеро стал веселым. (открываю веселого Пьеро и закрываю грустного.)
- Что общего у этих слов? (разделительный мягкий знак)
4. Активация словаря. Подбор однокоренных слов.
- Самое длинное слово из записанных- «здоровье».
- Давайте к этому слову подберем однокоренные слова.
(Ученики подбирают. А я прикрепляю эти слова к доске: здоровый, здоровяк)- Что говорят, когда человек чихнет? (Будь здоров.)
- Часто бывает, что торопясь и пробегая мимо, крикнут: «Будь здоров» и побегут дальше. Тогда это звучит как приветствие.
- Приветствовать другого – значит здороваться. (желать здоровья)
(прикрепляю еще одно однокоренное слово «Здравствуйте»)
- Кто прочитает еще раз все однокоренные слова к слову «здоровье»?
5. Работа с текстом.
- Быть здоровым очень важно.
Пьеро дает вам советы – как сохранить свое здоровье.
(даю ученикам задание на карточке.)
Карточка:
Прочитайте. Объясните написанные слова с пропущенной буквой. Запишите текст.
Берегите свое здоров…е. Борись с пылью и гряз…ю. Чаще чисти плат…е и обувь. Помни: чистота – половина здоров…я.

- Прочитайте
- Как напишете слова с пропущенной буквой? (в слове «пылью» пишем разделительный мягкий знак после буквы «л»)
- Записывайте текст внимательно, проговаривая слова по слогам. (Ученики пишут текст. Я проверяю у каждого)
- Подумайте, как еще беречь свое здоровье?
- Что надо делать для этого? (заниматься физкультурой, больше бывать на свежем воздухе)
- От себя добавлю: не думать о плохом, чаще создавать хорошее настроение, радоваться жизни.
6. Работа с деформированным предложением.
- Составьте из данных слов пословицу.
Слова: спасенье, веселье, бед, от, всех. («Веселье от всех бед спасенье».)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В каких словах вы увидели разделительный мягкий знак? (веселье, спасенье)
7. Активизация словаря.
- Какие слова мы можем добавить сегодня в словарную копилку?
- Запишите на карточку и положите в копилку. (Ученики прикрепляют свои слова)
- Еще раз повторим, что показывает разделительный мягкий знак.
- Перед какими гласными пишется?
IV. Итог занятий. Рефлексия.
- Занятие подошло к концу. Оценим свою работу.
- Вспомните, какие задания вы выполняли, что учились делать?
- Оцените свою работу звездочкой. (Юля, объясни свою оценку.)
- Вы сегодня были внимательны, активны, отвечали, правильно, правильно писали слова с разделительным мягким знаком.
Всем спасибо.
Спасибо гостям, что побывали у нас на занятии.