Викторина по математике «В царстве противоположностей» для 5-6 классов

Викторина: « В царстве противоположностей».
Цель викторины:
- развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
- пробудить математическую любознательность и инициативу;
- воспитывать культуру математического мышления.

Ведущий: В этой викторине встречаются две противоположности, две стихии, которые удачно дополняют друг друга: прекрасные обаятельные девочки – умницы и мужественные, находчивые мальчики – молодцы.
Разминка.
- КВН длится 1,75 ч. Сколько это минут? (105 минут)
- Перед вами три бегемотика. Они весят: 8,5 кг, 850 000 г, 0,85 т. Выберите самого тяжелого. (850 000 г = 0,85 т).
- Перед вами ряд чисел: -7; -5; -2; 1; 2; 3; 5. Сумма некоторых из них равна -5. За 1 минуту составьте как можно больше таких сумм.
( - 5= - 3+(- 3), - 5= - 3+(- 7)+(- 5), - 5= - 7+2 и т.д.)
- Прошу подумать в тишине
Учтите, случай редкий,
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке, Потом вскочила вверх на пять,
Потом на семь спустилась,
Потом на девять взобралась, И на вершине очутилась.
А сколько веток у сосны –
Вы быстро вычислить должны!(15 веток)
- Умеете ли вы считать: в дилижансе едет 18 человек, на остановке 5 вышли и 3 вошли. Поехали дальше: на следующей остановке 2 вышли, 5 вошли. Через час еще 3 вышли, а 5сели. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где все сошли. Сколько было остановок? ( 4).
2. Команды получают следующие задания.
а) Придумать продолжение истории и не забыть про счастливый конец.
Команды получают лист с текстом:
« Жили в Стране математики два рыцаря, два брата, лицом похожие, а характером противоположные. Первый был злой, отрицательный. Минусом прозвали его братья. Второй был добрый, снисходительный, юный, положительный, и его звали Плюс. Жили они, не тужили, без драк и ссор. Но тут случилось у них вот спор:»
б) Анаграммы:
- лиса (сила),
- ракета (карета),
- ремонт (монтер),
- колосок (осколок),
- вертикаль (кильватер).
в) Шарады.
Команды готовят пантомиму, изображая каждую часть слова, а если соперники не отгадывают по частям, они должны будут показывать полностью

·- 1-я команда: БАР – СУК.
- 2-я команда: КОМ – ПОТ.



г) Художники.
Изобразить противоположные персонажи: веселая, лохматая девочка, любит число 5 и тонкие книжки; грустный причесанный мальчик, ненавидит число (-5) и толстые книжки.
д)Перевертыши.
Команды получают по две пословицы, которые изменены до неузнаваемости. Заменив каждое слово на противоположное, нужно восстановить исходный текст.
- час умри – час разучивайся. (Век живи – век учись).
- есть ясность со льдом (нет дыма без огня).
3. Обо всем (мини- викторина).
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
- Из трехзначного числа вычли двузначное, получили однозначное. Назовите эти числа. (100-99=1).
- Найдите сумму всех нечетных чисел от -11 до 9 включительно. (-11).
- 13 EMBED Equation.3 1415АВС = 180є. Могут ли лучи ВА и СА быть противоположными? (нет).
- Равенство, содержащее переменную. (уравнение).
- У него стороны идут в разные стороны. (развернутый угол).
4. Рыбалка (игра).
Для каждой команды приготовлен тазик с водой, в который опущены капсулы от киндер-сюрпризов. Внутри капсулы – бумажка со словом. Участники конкурса завязывают глаза, и они дуршлагом должны выловить капсулу и, прочитав спрятанное в ней слово, назвать противоположное по смыслу.
- множитель - (делитель)
- ложь - (истина)
- 14,7 - (-14,7)
- ломать - (строить)
- сладкий - (соленый_
- зима - (лето)
- вычитаемое - (слагаемое)
- мудрец - (глупец)
- дремать - (бодрствовать)
- плюс - (минус).
5. От А до Я (итоговый конкурс).
Нужно написать слова, связанные с математикой, в алфавитном порядке.
Например:
А – абсцисса
Б – биссектриса
В- высота
Г – геометрия
Д – дробь
Е – Евклид
З – знак
И – икс
К – куб и т.д.
6. Подведение итогов.