Оценочная деятельность на уроках географии


Существует множество форм контроля и оценки: стартовые (входной контроль) и итоговые работы, устный опрос, текущие проверочные работы, тестовые диагностические работы; проектная работа; “портфолио” ученика. 
Принципы оценочной деятельности учителя:
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным. Эти критерии прописаны в программе школы. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии должны быть однозначными и четкими.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования но не личные качества ребенка.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
Технология самооценивания результатов
1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1 – 3 ученика)
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы ( Задание? Выполнил? Правильно? Сам? Чему научился? Уровень? Отметка? ) , задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Технология самооценивания результатов
Применяю вот такой алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) :1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
5.  Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)? Такие задания мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень) Такие задания мы никогда не выполняли или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнил задание.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Приемы оценочной деятельности
«Лесенка»
 ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Светофор»
- оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;
«Альпинист"
ученики отмечают «высоту усвоенных знаний» на отметках «Горы знаний».
1-я от метка высоты – я могу, но еще непонятно как …
2-я отметка высоты - я умею сам определить …
3-я отметка высоты - хорошо усвоил материал и могу помочь однокласснику в применении закона широтной зональности в России
  При оценивании учитель должен для себя определить, сколько оценок он ставит на уроке. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы). ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые, если необходимо выставить в журнал одну отметку, усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.