Вклад моей семьи в великую победу


Содержание
Введение………………………………………………………………………..3-7
Вклад моей семьи в Великую Победу……………………………………….7-8
Военная дорога дедушки, гвардии старшего лейтенанта Бариева К.М….8-10
Заключение……………………………………………………………………..11
Библиография…………………………………………………………………..12
Приложение……………………………………………………………..…..13-16
Введение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в средствах массовой информации. Подростки и молодежь на современном этапе переживают «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность темы. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности школьника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.
Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.
Изучение истории Великой Отечественной войны с опорой на источники – воспоминания ветеранов войны и труда – позволяет усилить нравственный потенциал урока. Актуальность сохранения памяти о победителях – солдатах, офицерах, тружениках тыла – продиктована необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших солдат ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории. Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем о войне, об истинной цене Победы и что сохраним для потомков?
В настоящее время тема изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Война коснулась практически каждой советской семьи, оставив после себя тяжелые воспоминания. В Аскинском районе, как и во многих других уголках России, живут люди, пережившие тяжелые военные годы. Мы очень мало знаем о них. Сразу вспоминаются слова Президента РФ Владимира Владимировича Путина: «Историю Великой Отечественной войны нужно изучать не через литературу, а через встречи с людьми ее пережившими, так как эти воспоминания ценны тем, что они не искажены». Тема войны будет актуальна во все времена. Через воспоминания ветеранов, людей выживших во время войны, понимаешь, насколько тяжелы военные годы для обычных мирных жителей, которые хотят учиться, работать и просто жить.
Цель проекта состоит в том, чтобы выяснить какой вклад внесла моя семья в Победу над фашистской Германией.
Достижение этой цели обеспечивается решением конкретных задач:
-изучение истории Великой Отечественной войны;
-исследование где и чем занимались мои родственники в годы Великой Отечественной войны.
-узнать о героическом прошлом своих родных во время Великой Отечественной войны.
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример, вклад моей семьи в Великую Победу.
Предмет исследования: биографии моих родных, их общественная и трудовая деятельность в годы войны.
Гипотеза. Приобретение опыта и новых навыков участниками проекта, развитие творческих способностей всех учащихся школы и использование проектной работы, как на уроках истории, так и во внеурочной воспитательной работе.
Научная новизна. Введение в научный оборот новых источников по истории Великой Отечественной войны.
Методика исследования. В исследовании был использован метод опроса, анкетный опрос и интервью, источниковедческий анализ.
Практическая значимость. Материал исследования успешно применяется на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для патриотического воспитания школьников. Именно на уроках истории, изучение героических страниц прошлого Отечества и истории родного края, дает детям возможность осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданами великой страны, впитать нравственные ценности.
Ожидаемый результат:
- Воспоминания относятся к устной истории, описывают субъективный опыт переживания событий периода Великой Отечественной войны. Это важный исторический источник по реконструкции быта, взаимоотношений людей, а также событий повседневной жизни во время войны.
- Опросы и интервью, проводимые в ходе исследования, определили деятельность ветеранов в годы Великой Отечественной войны. Были выявлены субъективные мнения и оценки событий, которые происходили на фронте и в тылу.
- Среди ветеранов много женщин, которые в тылу полностью заменили мужчин, работали во всех отраслях народного хозяйства, осваивали новые для них профессии.
- Война стала страшным испытанием для каждого. Многие опрошенные ветераны в годы войны были детьми или подростками, они с горечью вспоминают о том, что их дальнейшая жизнь была разрушена и нанесена такая психологическая травма, от которой они так и не смогли оправиться. Так и не смогли получить образование, всю жизнь тяжело работали. Война разделила жизнь на две части – до войны и после. Но в плане поддержки, взаимовыручки и помощи друг другу это был лучший период.
- Отношения между людьми в годы войны были отличными, все помогали и поддерживали друг друга, жили как одна семья. Никаких межнациональных распрей и конфликтов не было, поэтому ветеранам непонятна сегодняшняя вражда, существующая между народами бывшего СССР. Именно благодаря дружбе народов, по их мнению, победили в самой страшной из всех войн.
- Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне можно использовать как источник военно-исторической антропологии при изучении влияния войны на судьбы людей.
Вклад моей семьи в Великую Победу.
Война вошла в дом каждой семьи. Холодная, злая, расточительная... Словно холодный зимний ветер она ворвалась в это знойное лето 41-го. Своим холодом она прожигала зеленые листья деревьев, и, опаленные, они тихо падали на землю, избитую от снарядов. Так и судьбы тех, кого задел и пронзил этот злой ветер военных лет. Не было ни одного дома, ни одной семьи, где бы не прошмыгнул ветер перемен. Ветер боли, зла и потерь.
Из каждой семьи уходили на фронт деды, отцы, братья. Матери оставались одни с маленькими детьми, и усердно трудились в тылу ради великой победы. Так и моя семья не стала исключением.
Страна, охваченная единым порывом, строилась, крепла, осуществляла величественные планы.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война прервала мирный и созидательный труд советского народа.
Гитлеровские дивизии ринулись на нашу страну. Фашисты разрушали на своем пути все, что наша страна на протяжении двух десятилетий создавали с таким трудом и любовью. Они были уверены, что Советская страна перестанет существовать, не дожив до двадцать четвертой годовщины революции.
Но они просчитались. Весь народ поднялся на защиту своей Родины.
Молодые парни, девушки и мужчины по призыву Родины ушли на фронт.
Мой дедушка Бариев Камал Мугинович (приложение ,фото 1) родился и вырос в крестьянской семье. Он был одним из первых учеников нашей школы, которая открылась в 1923 году.
Еще задолго до войны он был активным общественником. В 1925-1928 годах участвовал в образовании колхозов и ликвидации безграмотности в деревнях, вел активную борьбу против бандитов новой власти.
В 1929 году его направили на курсы по подготовке учителей, и с 1931 года началась его педагогическая деятельность.
Военная дорога дедушки, гвардии старшего лейтенанта Бариева К.М.
В ноябре 1942 года, когда наступили тяжелые дни на фронте, он добровольцем ушёл на фронт, хотя у него, как учителя, была бронь.
После окончания Оренбургского пехотного училища он в составе 293 дивизии 21 ой армии прибыл на Сталинградский фронт. В те дни шла героическая оборона Сталинграда. Город-герой не сдался.
Гвардии старший лейтенант Бариев Камал командовал одним из батальонов 1036 полка. Полком командовал знаменитый полковник, герой Советского Союза Алексей Дмитриев.
19-20 ноября 1942 года наши войска приступили к контрнаступлению. Это было началом славной Сталинградской операции по окружению врага. В этом наступлении участвовала и Башкирская кавалерийская дивизия под командованием генерала Шаймуратова.
В стремительном броске наши войска освободили Калачёвский район и воины двух фронтов встретились, окружив 300 тысячную армию гитлеровцев, в том числе фашистского фельдмаршала Паулюса.
Мой дедушка лично взял в плен 16 фашистов, которые прятались в блиндаже, четверо из них были офицерами. За этот героизм он был награжден медалью "За отвагу".
В январе 1943 года батальон, которым командовал дедушка, в районе «Красные казармы» Сталинграда штурмом захватил эти казармы. В них прятались около семи тысяч окруженных немцев. Их всех взяли в плен. Командир батальона был награжден орденом «Красной звезды.
Это только несколько эпизодов из его фронтовой биографии. Впереди были освобождение Сталинграда, битва на Мамаевом кургане, на Курской дуге, ранения, госпиталь. Снова фронт, форсирование Днепра (приложение, фото 3).
При форсировании Днепра батальону, которым командовал дедушка, было приказано обеспечивать прикрытие переправы наших войск. Его батальон закрепился на небольшом острове. Этот остров после переправы они назвали островом «смерти»,так как от его батальона в живых осталось всего семнадцать человек. Сам дедушка был тяжело ранен в грудь осколком немецкого снаряда.
Этот осколок дедушка до самой смерти носил в груди и унес с собой.
За форсирование Днепра его представили к награде. Эту награду – второй орден «Красной звезды» он получил только в 1975 году, так как после ранения его считали погибшим.
После разгрома Германии его направили на восточный фронт, на разгром Японии.
Гвардеец Камал Бариев был четыре раза ранен и все ранения в грудь, но остался в живых. В августе 1945 года с Победой он вернулся с войны. За самоотверженность и героизм был награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны и многими медалями.
Когда мужчины ушли на фронт, в колхозе в основном остались старики, женщины и подростки. Они заменили, ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев.
Лошади были взяты на фронт, и по этой причине многие работы пришлось выполнять вручную. Зачастую людям, в том числе и моей бабушке - супруге Камала Бариева - Вазифе, приходилось совершать пешком дальние переходы на станции Трун, Чернушка, Щучье-Озеро, деревню Байкибашево за семенами и нести груз на себе. Они же быками пахали землю, вручную сеяли, жали и молотили зерно. Вместе с ней трудились и три ее сына - Раис, Мильсон и Миллят.
Несмотря на все трудности, помыслы людей были подчинены одному - своим самоотверженным трудом в тылу помочь Советской Армии разгромить врага. Фронт получал от колхозников хлеб, мясо и другие продукты. Кроме своих основных работ на полях и фермах, женщины, девушки по вечерам садились вязать шерстяные носки и рукавицы, вышивали кисеты и носовые платки. Все это они безвозмездно отправляли на фронт.
Народ наш не смирился с поработителями, не встал на колени. Наши воины защищали каждый клочок родной земли.
Война продолжалась четыре года, более тысяч четырехсот дней и ночей. От моря до моря, в степях и лесах, в горах и болотах. Война света с мраком. Война правды и свободы с ложью и насилием.
Год сорок пятый - не сорок первый. По Берлину ударили сорок тысяч артиллерийских орудий.
Наши предки взяли эту крепость и расписались на стенах Рейхстага : "Мы победили!"
«Дорогой Камал Бариев!
Сердечно поздравляем Вас и вашу семью с днем Победы!
Желаем Вам крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни»
Ежегодно такие поздравления присылал ему Волгоградский государственный музей обороны, так как там хранятся некоторые его военные вещи и фотография.
После войны мой дедушка Камал Бариев больше сорока лет отдал делу обучения и воспитания детей. Вместе со своей супругой Вазифой они вырастили пятерых сыновей.
Он принимал самое активное участие в работе редакции районной газеты. За заслуги в области народного образования был награжден медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», знаком «Отличник народного образования РФ», и Почетной грамотой Президиума Верховного совета Башкирской АССР. В семейном архиве хранится более пятидесяти его Почетных грамот. В школьном музее хранятся его боевые и трудовые награды, а также его полевая сумка и планшет (приложение, фото 2, 4).
Вот уже 70 лет мы живем в мире. Очень дорого обошлась эта победа и для моих односельчан. Более ста пятидесяти парней, мужей и девушек ушли на фронт и больше половины из них навечно остались на полях сражений. Но память о них будет жить в веках.
Заключение
Внимательно изучив все исторические документы, историческую литературу, семейные архивы я пришла к выводу. Все мои родственники , достойно и мужественно вынесли все тяготы военного времени, как на фронте, так и в тылу. Я также узнала, как много им пришлось пережить в то трудное время. Но, несмотря на это, они внесли свой достойный вклад в общую победу советского народа над фашизмом. Мои дедушки воевали на фронтах Великой Отечественной, а бабушки работали в тылу. Я горжусь своими предками. Я всегда буду помнить про них, про их тяжелую жизнь. Развязанная гитлеровской Германией война против советского народа принесла бедствия многим людям, превратила в руины наши города и села. Но весь наш народ встал на защиту своей Родины и он победил. И среди победителей были и мои родственники. Я много узнал о величии простых людей, их героической стойкости и верности своей Родине. Мои дедушки и бабушки тоже были такими. Спасибо им за Победу!
В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И наша школа тоже хотела бы внести свой вклад в дело сохранения исторической памяти о событиях давно минувших дней.
Я уверена, что обучающиеся, которые занимают активную жизненную позицию, умеют ценить и уважать свою историю, смогут войти в историю как новое поколение, на которое смогут равняться потомки и брать с него пример.
Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену – погибли более 27 миллионов человек. Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили Вас. Вы шли вперед навстречу неумолимой опасности. Вы, участники войны и труженики тыла смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Ваш подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаем величие подвига.
Библиография
1. Альбом «История деревни Новые Казанчи» К.Бариев, 1968.
2.Альбом «История колхоза «Ударник» В.Бариев,1982.
3. Интервью «Воспоминания о земляках» Н.Гарипов,2010.
4. Материалы из личного дневника Бариева К.М.,1960-1984.
5. Материалы домашнего архива Бариева К.М., Бариева В.К.
6. Материалы из альбома «Мы дети войны » Бариева Д.В.,2007.
7.Очерк «Моя семья в годы войны» Бариева И.В., «Надежда», 2002.
Приложение
БАРИЕВ КАМАЛ МУГИНОВИЧ

Фото 1.

Фото 2. Военный планшет Бариева К.М.

Фото 3 Дедушка на фронте

Фото 4.Боевые и трудовые награды Бариева К.М. в школьном музее.
МБОУ ООШ д.Новые Казанчи МР Аскинский район РБПроектная работа
ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
Выполнил: Шакиров А.А.(ученик 7 класса)
Руководители: Давлятшина Д.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ д. Новые Казанчи,
Шакирова Э.В., руководитель музея
Новые Казанчи -2014