Конспект урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на тему Деревья: берёза, клён (4 класс)


Тема: «Деревья: берёза, клён»
Цель: уточнить и расширить представления детей о деревьях и их строении; познакомить с особенностями строения берёзы и клёна.
Задачи: Образовательные: 1) формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам; 2) активизация словаря; 3) формирование умений моделировать фразу, ставить вопрос. Коррекционно-развивающие: 1)коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; 2)коррекция и развитие интонационной стороны речи. Воспитательные: 1)воспитание мотивации к учению. Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснение, беседа, упражнение, работа с учебником, иллюстрация, игра.
Оборудование: иллюстрации с изображением деревьев, схема «Части дерева», предметы для игры «Чьи это вещи?», мяч.
№ Этапы урока Содержание этапа
1 Организационный момент Цель:
Подготовить учащихся к работе на уроке.
Задачи для учащихся:
-по звонку найти своё место;
-настроиться на работу.
Задачи для учителя:
-настроить учащихся на работу во время урока;
-проверить готовность к уроку;
-сообщить тему и цель урока;
-провести работу с Календарём природы.
Методы организации работы:
-беседа;
-игра;
-упражнение.
Содержание работы:
1)Организация внимания, настрой на работу.
Задание: «Сядет тот, кто скажет полное имя и отчество своей мамы и своего папы»
-А теперь назовите меня по имени-отчеству: громко- тихо; быстро-медленно.
2)Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим о деревьях, об их назначении в природе; о пользе, которую они приносят человеку.
3)Работа с календарём природы.
2 Проверка д.з. Цель:
Проверить знания учащихся о составе семьи и родственных отношениях внутри неё.
Задачи для учителя:
- выявить уровень знаний учащихся;
- повторить пройденный материал;
- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Задачи для учащихся:
-закрепить умение называть всех членов семьи;
- выполнить работу над ошибками, допущенными в домашнем задании;
-восполнить пробелы в знаниях.
Методы организации работы:
-беседа;
-иллюстрация;
-демонстрация;
- игра;
-рассказ.
Содержание работы:
1) Фронтальный опрос:
-Назовите членов семьи.
-Кем приходится мама –папе, папа –маме?
-Кем вы приходитесь маме? Бабушке? Дедушке?
2)Чтение составленных рассказов о своей семье.
3)Игра «Угадай, чьи это предметы» (На стол выкладываются очки, книга, губная помада, газета, спицы, кастрюля, игрушка, молоток. Ученики должны определить, кому принадлежат эти предметы, и составить предложения. Н-р. Это очки. Очки носит бабушка.)3 Изучение нового материала Цель:
Познакомить с особенностями строения берёзы и клёна.
Задачи для учителя:
-уточнить и расширить представления учащихся о деревьях и их строении;
-формировать умения составлять описательный рассказ по существенным признакам;
-коррекция интонационной стороны речи.
Задачи для учащихся:
-запомнить особенности строения берёзы и клёна;
-научиться составлять описательный рассказ;
-закрепить умение подбирать антонимы.
Методы организации работы:
-беседа;
-рассказ;
-игра;
-упражнение;
-иллюстрация;
-практическая работа.
Содержание работы:
1)Упражнение в подборе антонимов: подобрать слово, противоположное по значению:
высокое дерево - … (низкое)
сильное дерево -… (слабое)
толстый ствол -… (тонкий)
2)Практическая работа: выкладывание «осколочных» картинок деревьев, розданных учащимся в конвертах; называние деревьев.
-Это берёза. У неё красивый белый ствол.
-Это дуб. Дуб – сильное, мощное дерево.
3)Упражнение в уточнении понимания образных выражений и слов.
Работа с картинками. ( На доске выставлены две картинки: берёза и клён) Учащиеся прослушивают загадку и пытаются найти отгадку, глядя на картинки.
«На пригорке примостилась, распустила волосы, в белое платье нарядилась, а на платье полосы» (Берёза)
-О чём эта загадка? О каком белом платье говорится в загадке? (О стволе)
4)Физминутка.
Игра с мячом «Назови ласково»:
Берёза – берёзка; ветка – веточка; лист – листочек; ель – ёлочка; дуб – дубок; куст – кустик.5)Рассказ учителя «Наши друзья»
-Деревья, кусты, травы - это наши друзья. Они очищают воздух. Поэтому человеку дышать в лесу легко. Надо помнить об этом и любить природу. Надо беречь каждый цветочек, каждое деревце в лесу…
6) Составление описательных рассказов о берёзе и клёне (по выбору, с использованием схем)
4 Закрепление изученного материала Цель:
Закрепить знания учащихся о деревьях и их строении.
Задачи для учителя:
-закрепить умения учащихся образовывать словосочетания из двух слов;
-коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
-закрепить умение учащихся описывать деревья, используя опорные схемы.
Задачи для учащихся:
-закрепить умение называть части дерева;
-продолжать учиться составлять рассказ по картинке;
-закрепить умение образовывать новые слова.
Методы организации работы:
-беседа;
-работа с книгой;
-игра;
-упражнение;
-иллюстрация;
-самостоятельная работа.
Содержание работы:
1)Образование словосочетаний из двух слов (Задание №2 с.35)
Берёзовый лес.
Сосновый лес.
Дубовый лес.
2) Вспомните и назовите части дерева (Задание №3 с.36)
(корень, ствол, ветви, листья, крона)
3)ФизминуткаМы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
4)Описание клёна и берёзы по схемам (Задание №4 с.36)
5)Упражнения в узнавании и различении.
-На одной стороне доски выставлены картинки с изображением различных деревьев, а на другой – листья этих деревьев. Необходимо каждому дереву найти свой лист.
-Сравнение и различение берёзы и клёна. (Задание №3 с.38)
Берёза и клён –деревья. У берёзы ствол белый, а у клёна – серый. У берёзы ветви гибкие, а у клёна прямые. У берёзы листья маленькие, а у клёна- большие.
5 Домашнее задание, подведение итогов урока Цель:
Сделать вывод и подвести итог работы класса на уроке.
Задачи для учителя:
1)Отметить работу учащихся.
2)Выяснить, что нового учащиеся узнали на уроке.
3)Разобрать совместно с учащимися домашнее задание.
4)Оценить работу учащихся на уроке.
Задачи для учащихся:
1)Задать вопросы по изученному материалу.
2)Рассказать чему научились на данном уроке.
3)Записать домашнее задание.
Методы организации работы:
-беседа;
-работа с учебником
Содержание работы:
1.Выводы и итог урока.
2.Разбор и запись домашнего задания
(Задание №2 с.40 – нарисовать иллюстрацию «Осенний букет» в тетради по развитию речи )3)Оценка работы учащихся на уроке