Конспект урока по развитию речи Хвойные деревья


Тема: Хвойные деревья: сосна и ель.
Цель: Составить рассказ сравнительно-описательного характера по теме: «Хвойные деревья: сосна и ель».
Задачи:
Продолжить формирование умения составлять связное высказывание сравнительно-описательного характера по теме: «Хвойные деревья: сосна и ель».
Коррекция познавательных процессов на основе использования интерактивных упражнений и дидактических игр по данной теме.
Воспитывать интерес учащихся к познавательной деятельности через исследование натуральных объектов.
Ход урока
1.Орг.момент:
- Здравствуйте, меня зовут Светлана Васильевна.
- А как зовут тебя? а тебя…
- Сейчас у нас урок развития речи. Чему мы учимся на уроке развития речи? (внимательно слушать, думать, всё запоминать и правильно говорить)-табличка.
- Я уверена, что всё у нас получится.
2. Постановка проблемы.
- На уроке нам понадобиться специальное оборудование - компьютер и доска, с которой вы уже работали.
- А для чего нужен компьютер? (С помощью компьютера мы храним и передаём какую-то информацию.)
- А вчера я получила видео письмо от ученика, в котором он просит помочь ему выполнить одно задание.
-Вы хотите узнать, что это за задание?
- Всё внимание на экран! (Здравствуйте, меня зовут Максим, я ученик 6 класса. На экскурсии мы рассматривали хвойные деревья. И мне дали задание: заполнить таблицу и составить рассказ. Я не знаю как это сделать, помогите, пожалуйста!)
- О чём просит мальчик Максим?
- Я надеюсь, что сегодня мы поможем Максиму заполнить таблицу и составить рассказ.
3. Вводная часть:
- И чтобы справиться с заданием, я предлагаю стать исследователями как эти дети СЛАЙД, а для этого необходимо одеть спец.одежду. Это – халаты. Дружно встали, оденем халаты.
Ат-ат-ат ----- мы надели спец.халатОй-ой-ой ------ наш халат голубой
Да-да-да ------- мы команда хоть куда.
- Ну, вот мы и готовы к работе. Мы кто? (исследователи) и нам понадобятся предметы, которые лежат на столе.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы определить тему исследования необходимо вспомнить, какие деревья видел Максим? СЛАЙД
- Узнать эти деревья нам помогут загадки:
Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина, а зовётся… (Ель). КАРТИНКА
- А это что за дерево? Послушайте:
Хоть колюча, а не Ёлка,Подлинней её иголка,А кора тонка, красна,Та красавица ... (Сосна).
- Вы видели эти деревья? А какие они?
Игра: «Какое дерево лишнее?». Слайд (СОСНА, БЕРЁЗА, ЕЛЬ)
- Почему вы так решили? У берёзы на веточках листья. А у сосны и ели – иголки. Иголки вместо листьев – это хвоя. Деревья, у которых вместо листьев хвоя называются … (Хвойные)
- Тема исследования: Хвойные деревья: ель и сосна. СЛАЙД
- Цель: Заполнить таблицу (раздаю) «Хвойные деревья» и составить рассказ об этих деревьях. Мы научимся сравнивать ель и сосну, составлять предложения и рассказ по таблице.
5. Основная часть:
Работа с таблицами:
- Найдите картинку, где нарисована ель и приклейте возле слова «Ель», найдите картинку, где нарисована сосна и приклейте возле слова «сосна» (показываю в таблице на обычной доске). Составить предложение (по показу учителя): Ель и сосна – хвойные деревья. (повторить всем по очереди, сопряжённо, отражённо)
- Что у ели и сосны вместо листьев? (иголки – хвоя)
- Следующий этап работы по таблице – «исследовать» хвою. Для этого возьмём веточки.
- Посмотрите на картинки и скажите эта веточка с какого дерева? (Это веточка с ели.) Как по другому сказать? Веточка какая? (Еловая веточка) А эта веточка с какого дерева? (Это веточка с сосны.) Веточка какая? (Сосновая веточка)
- Какого цвета хвоя у ели и сосны? (Хвоя у сосны и ели зелёного цвета.)
- А чтобы внимательнее рассмотреть хвою на веточках нам понадобиться лупа. А что такое лупа? Найдите её у себя на столе. СЛАЙД (Это инструмент со стеклом, который может увеличить предмет.)
Зарядка для глаз: Возьмите лупу в правую руку. Поднесите к себе, от себя, вправо, влево, вверх, вниз, нарисовали овал в одну сторону, затем в другую.
- Ну, вот наши глазки готовы к работе.
- Поднесите лупу к веточке ели, хвоя у ели крепится по одной, а куда направлены иголочки? (вверх) Оторвите хвоинку, положите на парту. А теперь поднесите лупу к веточке сосны, хвоя у сосны крепится к веточке по две хвоинки? Куда направлены хвоинки? (вверх) Оторвите хвоинки. Отложите веточки.
-Возьмите хвоинки ели и сосны, приложите их друг к другу. Какой они длины?
( Хвоя у ели короткая, а у сосны – длинная.)
- Так что же мы узнали про хвою? Давайте поиграем и составим предложения. СЛАЙД
(Вызываю всех к доске, разбираем картинки и слова внизу слайда, составляем и проговариваем предложения.) Хвоя у ели зелёная и короткая. Хвоя у сосны зелёная и длинная.
- А теперь мы должны занести результаты нашего «исследования» в таблицу, но сначала разомнём пальчики.
Гимнастика для кисти и пальцев рук:
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
- Какого цвета нам необходим карандаш, чтобы нарисовать хвою? (зелёный) (один из уч-ся выбирает перо зелёного цвета на ин/доске) Возьмите зелёный карандаш и посмотрите, как мы будем рисовать хвою ели и сосны (показ на ин/доске). Нарисуйте хвою на веточках в таблице (один идёт к ин/доске, другой рисует в таблице).
- Подведём итог нашему «исследованию», что мы выяснили? ( По таблице рассказать о сосне и ели.) Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоя у ели зелёная и короткая. Хвоя у сосны зелёная и длинная.
Игра: «Определи на ощупь»
Приготовили ручки, закрыли глазки и на ощупь определите, что лежит у вас в руках.
- Правильно, шишки. Это следующий этап нашей таблицы. Будем «исследовать» шишки.
- Одинаковые ли они? (нет)
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
- Пощупайте шишечки. Какие они?
Игра: «Разложи шишки». (Работа по группам с проверкой)
Необходимо разложить шишки по корзинкам. Вот такую шишку (показ) в эту корзинку, а такую в эту. Слайд
- Шишки, какого дерева вы собрали в эту корзинку (читают: шишки ели), а в эту (шишки сосны).
Шишка ели, как по другому сказать? Шишка какая? …. ЕЛОВАЯ.
Шишка сосны – сосновая шишка.
- Найдите у себя картинку еловой шишки и приклейте в таблицу под словом «Ель», найдите картинку сосновой шишки и приклейте под словом «Сосна». (показ)
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, отличается еловая шишка от сосновой? СЛАЙД
- Найдите геометрическую фигуру, которая по форме похожа на еловую шишку. Составим предложение:
Шишка ели – овальная, а шишка сосны – круглая.
- Нарисуйте овал вокруг еловой шишки, а вокруг сосновой нарисуйте круг. (показ в таблице)
- О чём мы ещё не сказали? Прочитайте. ( Полезны для человека?)
- Как вы думаете, полезны ли сосна и ель для человека?
Групповая работа «Польза»:
- Мы сейчас это и выясним. Выходим к доске, (достают из мешочка по одному предмету), рассмотрите и скажите, что это? (Мыло, соль для ванны, зубная паста, масло, ополаскиватель для рта, почки сосны, капли в нос.)
- Так, полезны, ель и сосна для человека? Найдите слово «полезны» приклейте в таблицу, составим предложение: Ель и сосна полезны для человека.
- Скажите, мы заполнили таблицу? А можем составить рассказ по этой таблице? Хоровое проговаривание рассказа.
- А кто желает сам рассказать?
Итог:
- Чему учились на уроке? (Сравнивать хвойные деревья, составлять рассказ.)
- Что нового узнали? (Спрашиваю у каждого: А ты?...)- Мы помогли Максиму заполнить таблицу и составить рассказ?
- Какую оценку поставите себе за урок?
- Молодцы! Вы справились, наше исследование закончилось, необходимо снять спец.одежду:
Ат-ат-ат – дружно снимем спец.халат.
- А чтобы этот урок вам запомнился, я угощу вас вкусным и полезным варенье из сосновых шишек. Спасибо за урок! Будьте здоровы!