Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед»

Технологическая карта урока математики в 5 классе.
«Прямоугольный параллелепипед»
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей.
Включить учащихся в учебную деятельность,
Организация к ситуации готовности к уроку. Учитель приветствует детей и читает пожелания:
- Здравствуйте дети!
- Я рада вас всех видеть!
Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. (хлопки в ладони друг другу), поделитесь капелькой теплоты, добра своему партнеру по лицу.
- Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? (ответы детей)
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Я верю в вас, у вас всё получится.
- Ребята, а вы любите тайны и секреты?
- Сегодня на уроке нам предстоит научиться раскрывать что-то тайное и неизвестное. Вы готовы?
- Что ж отправляемся в царство математики совершать новые открытия.
Наш урок хочется начать словами Э. Канта «Не мысли надобно учить, а учить мыслить».
- Участвуют в
- о делении и его компонентах.

- Нет.
- Рассуждают.

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Этап актуализации.
2.Актуализация опорных знаний.
Игра «Найди лишнее»

определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнения.
- Вывод темы урока.
- На каждом столе лежат различные предметы: пачка чая, коробка от зубной пасты, коробка от лекарств другое.
Внимательно посмотрите на них и партнеры №1 уберите лишнее. Партнеры №2, поднимите оставшиеся, чтобы всем было видно. Партнеры №3 ответьте на вопрос: Что объединяет все эти предметы?
Размер? Цвет? Форма?
Партнеры № 4.Докажите свой выбор.

Может кто-то знает как он называется?
(Ответы учащихся.)
Да ребята, все эти предметы дают представление о прямоугольном параллелепипеде.
Значит тема сегодняшнего урока – «Прямоугольный параллелепипед». Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока.
Запись на доске




3.Изучение нового материала:

- Каждый возьмите прямоугольный параллелепипед. Из чего же он состоит?
-Беседа проводится одновременно и с применением презентации и работы каждого ученика со своей моделью. Каждый ученик должен потрогать фигуру, отдельно каждую вершину, ребра и грани.






2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Актуализировать знания о понятии деления, приёмах устных вычислений при умножении и делении двузначного числа, сложения и умножения
- Вспомните приём устного вычисления при умножении, делении двузначного числа, сложения и умножения.
72:8 63:9 81:9
+51 +33 +41
:15 :8 :5
*9 *13 *7
+14 -25 -17
------- ------ -----
???? ???? ????

- Проговаривают вслух данный приём.

-Слушают инструкции.





Регулятивные ууд: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.
- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений

3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
- Ведет опрос получившихся ответов.
– Как можно сформулировать тему урока?

- А какие цели мы должны перед собой поставить?


- А какие знания нам пригодятся на уроке?
- Для успешной работы на уроке повторим нахождение неизвестного компонента в уравнении.
- Говорят слова.



- Отвечают на вопрос.(Мы будем сегодня говорить об уравнениях и задачах)
-Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения.
- Решение задач с помощью уравнения.
- Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.
-Отвечают.
-Используя правила, находят неизвестный компонент.
Коммуникативные ууд:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
Регулятивные: целеполагание.


4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Цель этапа: сформировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, зафиксировать алгоритм перевода в речи и в виде эталонов.

-Читает текст двух задач №489(а,б)
а).Я задумала число. Если к этому числу прибавить 34 и к полученной сумме прибавить 15, то получится 72 .Какое число я задумала?
б) В канистре, где был бензин, перед поездкой, долили еще 10 л. Во время поездки было израсходовано 12 л бензина, после чего в канистре осталось 32 л. Сколько литров бензина было в канистре первоначально?
- Что общего в этих задачах?
- Сколько этапов решения содержит подобная задача ? Назовите их.









- Вызываю к доске ученика и помогаю записать уравнение
- Задаю вопросы по ходу решения уравнения.
-Слушают.

-Есть неизвестный компонент.






5 этапов
1-краткая запись;
2 -составление уравнения;
3-решение уравнения;
4- истолкование полученного результата;
5- ответ.
- Выполняют решение.
Пусть х -задуманное число, тогда
(х+34)+15 = 72
х+34=72-15
х+34=57
х=57-34
х=23 - задуманное число.
Ответ: 23.
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Универсальные логические ууд:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

5.Первичное закрепление
Цель этапа: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.

-Предлагает закрепить материал, решив задачу и проверив её по эталону.
Аня задумала число. Если к этому числу прибавить 15 и от полученной суммы отнять 13, то получится 58. Какое число задумала Аня?


- Если задача решена правильно, ставите на полях в тетради плюс, если решена неправильно - знак вопроса.



- Если задача решена неправильно, то вы берете подобную задачу и отрабатываете ошибки, которые получились при решении задачи.







- Самостоятельно решают.



-Оценивают себя по эталону.

-Те, кто допустили ошибки при решении, решают подобную задачу.
Я задумал число. Если к нему прибавить 5, а потом от суммы отнять 9, то получится 6. Какое число я задумал?




Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Универсальные логические ууд:
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
- Оцениваю работу учеников.
-Работа в парах:
а) (х – 12) + 8 = 56;
б) 24 - (z + 9) = 10 .
в) (х + 16) – 7 = 15
- Ученики решает уравнения, соблюдая все этапы решения.
Резерв- (у + 34) – 8 = 18
(45- у) +18 = 58
(х -35) + 12 = 32
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


7. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?
-Что нового узнали на уроке?
- Предлагаю оценить свою
работу на уроке.

-Отвечают на вопросы -Вспоминают и проговаривают вслух.
-Себя оценивает.
-Записывают домашнее задание
Познавательные ууд:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные ууд:
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные ууд:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

8. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Поднимите правую руку , если вы считаете, что поняли тему урока.
Поднимите левую руку, если вы считаете, что недостаточно усвоили материал.

Рефлексия.
Познавательные: рефлексия.












15