Сценарий конференции, посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне «Судьба семьи в судьбе страны».


Сценарий конференции, посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне «Судьба семьи в судьбе страны».
Цель: показать сопричастность каждого с суровым временем Великой Отечественной войны ,показать события Великой Отечественной войны в сугубо личностном ракурсе как история отдельной семьи ,продолжить патриотическое ,нравственное воспитание, любовь и уважение к своей семье.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы собрались здесь в преддверии 70 – летия Великой Победы. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны – как неоценимая родная связь поколений 20 и 21 веков ,в канун праздника Победы прозвучат сегодня творческие исследовательские работы наших учащихся.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь.
И я попросила вас вместе с родителями пролистать семейные альбомы. И принести ксерокопии фотографий и документов ваших родственников, участников Великой Отечественной войны, собрать о них информацию.
И сегодня мы с вами узнаем , какое отношение имеют ваши родственники к истории нашей страны, почувствуем нашу сопричастность к историческим событиям, и создадим книгу памяти, чтобы сохранит уважение к памяти близким нам людям.
Ведущий 1:
Летят годы. Все дальше и дальше уходит от нас день, когда прозвучал первый салют в честь победы над фашистами. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Что знаем мы об испытаниях, выпавших на их долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти?
Ведущий 2:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти
Ведущий 1:
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес
Конечно, мы смотрим иными глазами-
Такими же, полными слез.
Ведущий 2:
Война ни одну семью не обошла стороной.
Видеофильм: на фоне кадров из кинофильма и песни «Офицеры» фотографии и имена родных и близких , участников Великой Отечественной войны
Ведущий 1:
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м, в мае.
Ведущий 2:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось.
Ведущий 1:
Уходили на священную войну мальчишки и девчонки сороковых годов. Вчерашние мальчишки – выпускники уходили на фронт.
( выступление ученицы 5 – г класса Локтюшиной Алины о своем пра дедушке Петюкине Иване Ивановиче ,который прошел всю войну и закончил боевой путь в 45 –м, под Веной. )
Ведущий 2:
30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.
Вся Родина встала заслоном
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Ведущий 1:
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца,
Мы в битвах! Твоя оборона.
Идет через наши сердца.
Видеофильм о подольских курсантах.
( выступление Новиковой Ирины ученицы 8 класса. Рассказ о прадедушке Сереженко Василии Иосифовиче ,который в числе подольских курсантов в октябре 1941 года закрыл Москву. )
Ведущий 2:
Уроженец деревни Бацкино Иван Кириллович Китаев начал свой боевой путь в августе 1941 года. Прошел всю войну от простого солдата до командира расчета «Катюш» . ( рассказ Родиной Кати)
Ведущий 1:
Учитель… Как много в этом слове. Особую любовь и уважение заслуживают те педагоги, которые беззаветно служили Родине на фронтах Великой Отечественной…
Это люди с горящими сердцами, патриоты.
Ведущий 2:
За время войны воевал почти на всех фронтах Иткин Израиль Давыдович.24 июня 1945 года в составе сводного полка артиллерии участвовал в Параде Победы. (выступление внука Иткина Артема ) М.Блантер «Катюша».Соло на гитаре в исполнении Иткина Артема ,посвящено Дедушке.
Ведущий 1:
Не обошла война стороной и семью Калининых. О судьбе своих родных в годы Великой Отечественной войны расскажет ученик 8-в класса Калинин Николай.
Ведущий 2:
Нервы железные, дух несгибаем,
Выстрелы метки…
Служба – опасна, не кажется раем,
Мы же в Разведке.
Необходимо любое заданье
Выполнить к сроку;
Мозг напряжен, максимально вниманье,
Сердце жестоко.
Нервы, как сталь, все эмоции сжаты,
Мускулы в деле,
Будто к телам приросли автоматы…
Шаг – на пределе.
Смерть не страшит ни своя, ни чужая
В миг осознанья…
Это – Судьба, это – служба такая,
Это – призванье.
Ведущий 1:
О не легкой службе в разведке своего прадеда расскажет ученик 7 – а класса Мороз Артем.
Ведущий 2:
Командиру отделения разведроты Шумову Владимиру Васильевичу пришлось побывать в самом пекле войны. Об этом расскажет его правнучка Шумова Полина.
На фоне колокольного звона.
Ведущий 1:
Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Ведущий 2:
Кажется, ты в пустыне,
Выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни
Плачут колокола.
Ведущий 1:Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень. (песня о Хатыни)
Ведущий 2:
На Брянской земле есть свои Хатыни. Хацунь стала одной из первых жертв немецкого геноцида на русской земле. Ее страшную судьбу повторили 12населенных пунктов Брянской оьласти, а всего за годы оккупации на Брянщине было уничтожено 930 деревень. Среди населенных пунктов, уничтоженных фашистами – деревня Матреновка Жуковского района. 20 мая 1943 года каратели, окружив деревню, уничтожили 112 женщин, детей и стариков. Антонина Дмитриевна Китаева свидетельница трагедии. Об этом расскажет ее внучка Родина Катя.
Стихотворение» Вечная Память» ( памяти сожженных фашистами деревень в годы Великой Отечественной войны ,читает ученица)
Солдатом быть в войну не так уж просто:
Нужны отвага, смелость и расчет,
Но можно обойтись и без геройства,
Чтоб заслужить и славу, и почет.
Командуют тобою командиры,
Ты на своей земле, среди «своих»,
С врагом воюешь честно, что есть силы,
Чтоб мир настал в твоих краях родной…
Но как же быть, когда душе пречистой
Страна родная тоже дорога,
А ты теперь зависишь от фашистов,
И дом твой, и семья – в тылу врага?
Что делать, как спасти детей от смерти,
Когда ты загнан, как и все, в сарай?
Фашисты, будто в преисподней – черти,
Смеясь, кричат по – русски : «поджигай!»
И ты вдруг понимаешь, смерть от дыма
Милее, чем от жаркого огня,
Тогда ты шепчешь детям: «Ваня, Дима,
Дышите и не прячьтесь за меня».
Сквозь страх и помутневшее сознанье
Ты слышишь крики, ощущаешь жар…
Последнее, что видишь – это пламя…
И сыновей, что задушил угар.
Жизнь кончена. Остался серый пепел.
Печные трубы. Кладбище кресты.
Дождливой тучки деликатный лепет
С далекой поднебесной высоты.
Соло на саксофоне в исполнении учащегося 9 класса. Альбинони Адажио соль - минор
Ведущий 1:
Продвигаясь на восток, немцы объявили так называемую мобилизацию на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 года более 40 тысяч детей были угнаны в Германию
Ведущий 2:
В мае 1943 года фашисты начали пригонять мирное население из областей Советского Союза в концлагерь Алитус. С июля 1941 года по лето 1944 года здесь было истреблено более 100 тысяч человек.
Ведущий 1:
О том, через какие испытания пришлось пройти в этом концлагере Марии Дмитриевне Костроминой расскажут ее правнуки Кузнецов Кирилл и Позднякова Настя.
Заключительное слово учителя: Сегодня мы услышали рассказы наших учащихся. В них – самое главное – это память, память о близких нашему сердцу родных людях. Мы не хотим быть «Иванами, непомнящими родства». И как отрадно, что ваши сердца не остались глухими. Я вижу интерес и трепетное отношение к прошлому своей семьи, своей страны у поколения только – только вступающего в жизнь. А значит – есть надежда, что не угаснет вечный огонь памяти нашего народа. Пока жива наша память – будет жить Россия. Итогом всей нашей работы стала книга памяти. Листая страницы книги, мы всегда будем помнить и гордиться, что среди тех, кто участвовал в событиях Великой Отечественной войны, есть и наши родные .В этой книге есть страничка об участии и моей семьи в той страшной войне. А теперь внимание на экран (слушаем напутствие от Костроминой М.Д)
Звучит песня в исполнении ученицы 8 класса Лисеенко Юлии «Спаси и сохрани».Слова и музыка Н.Мястковской
Спасибо за внимание! Благодарю участников конференции за работу.
Шилова Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ Дятьковская СОШ №3