Рабочая программа кружка по курсу «Праздники, традиции и ремёсла народов России » в 1-3 классах

«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/Н.А. Чукашова/
Протокол № ________
от «____» ___________ 20__ г.


«Согласовано»
Заместитель директора
МБОО «Ямашинская СОШ»
________/Т.Б.Вахтерова /
«____» ____________20___ г.

«Утверждено»
Директор
МБОО «Ямашинская СОШ»
__________/ Н.М.Степанов/
Приказ № ________
от «____» __________ 20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по курсу «Праздники, традиции и ремёсла народов России » в 1-3 классах
Журавлевой Надежды Геннадиевны, учителя начальных классов
муниципальной бюджетной общеобразовательной организации
«Ямашинская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан


Направление программы: общекультурное


·
·
· Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 20___ г.



2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по курсу «Праздники, традиции и ремёсла народов России » в 1-3 классах разработана на основе :
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации".№273-ФЗ
от 29.12.2012.г
- закона Республики Татарстан «Об образовании»№68-ЗРТ от 22.07.2013г.
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
- положениями Трудового кодекса РФ
-Уставом муниципальной бюджетной образовательной организации «Ямашинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
- годового календарного учебного графика МБОО « Ямашинская СОШ» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования детей кружка Радуга «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 1-3 классе- нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности, составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)
Направление программы кружка : знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
         Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
         Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину «всем миром».        
Актуальность программы.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
           Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии всё это являют нам творения народных умельцев.
            Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.
            Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её
великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
           Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, а скрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции святая обязанность учителей, деятелей искусства.
         Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
          Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей)«организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов обучающихся и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у обучающихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения,
восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
           Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
            Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников Радуга «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса     к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Цель рабочей программы - создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу Радуга «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Задачи программы:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
-умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
-способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
-формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
-воспитание целеустремленности и настойчивости;
-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Отличительные особенности программы
Содержание данной программы внеурочной  деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Формы занятий:
Учебно – теоретические
Практические

Изучение литературы, работа с документацией
Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога
Обработка собранного материала

Беседа
Научно – исследовательские работы

Учебная игра
экскурсии

Презентация
Посещение музеев

Игровые занятия
Творческие конкурсы

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Рукоделие и художественная деятельность


Творческие проекты


Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)


Сроки реализации программы внеурочной деятельности кружка (продолжительность образовательного процесса, этапы): Радуга «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 год. Количество часов в программе отведено 1,5 часа в неделю(90 мин.) 51 час в год. В школьном учебном плане на дополнительное образование детей факультатива Радуга «Праздники, традиции и ремёсла народов России», 1,5часа в неделю(90мин), 51 час в год.
Режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр. Занятия кружка проводятся еженедельно по четвергам – 45мин : время 12.50- 13.35, и субботам- 9.50-10.35

Формы подведения итогов работы:
-анкетирование;
- создание книжек – малышек;
-защита исследовательских работ, проектов;
-творческие отчеты- выставки поделок, рисунков, фотографий;
-создание мультимедийных презентаций;
-участие в городских, региональных и международных конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Особенности возрастной группы
Кружок посещают учащиеся с 1-3 класс. Из них 10 мальчиков и 5 девочек.

Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;
Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание курса
Количество часов




Всего
Теория
Практика

1
Старинный русский быт
6
2
4

2
Новый русский быт со времен Петра1
5
2
3

3
Русские народные праздники
14
4
10

4
Русские народные промыслы
11
3
8

5
Русские народные праздники (продолжение)
9
2
7

6
Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
3
1
2

7
Народные танцы
3
1
2

Итого

51
15
36




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАИЕ В 1-3КЛАССАХ


п/п

Наименование раздела программы, тема
Кол-во часов


Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия)



Плоновые сроки прохождения учебного материала





План.
Факт

Раздел I. Старинный русский быт (6ч)



1
Одежда. Традиционный костюм.
1
Узнавать с элементы старинного русского костюма.
Познакомиться с особенностями крестьянской одежды;
Сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.
Универсальные учебные действия:
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером
3.09



2
Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян .
1




3-4
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
2
Анализировать устройство крестьянской избы.
Выделять особенности боярских хором, сравнивать с крестьянкой избой.
Универсальные учебные действия:
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
10.09



5
Традиционная русская кухня. Пища. Натюрморт
1
Познакомиться с традиционной русской кухней.
Приготовить несколько простейших блюд.
Универсальные учебные действия:
оценить достоинства традиционной русской кухни;
знать технологию приготовления несколько простейших блюд (каша; «взвар» компот).
17.09



24.09


6
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды.
1
Разучить несколько наиболее известных игр. Анализировать семейные традиции игры и забавы
Универсальные учебные действия:
разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).




Раздел II. Новый русский быт со времён Петра I (5ч)



1
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
1
Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. Универсальные учебные действия:
сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия.
1.10


2
Усадьба. Дворянские особняки
1
Изобразить в альбоме изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.
Универсальные учебные действия:
показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).
8.10


3
Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
1
Разучить несколько элементов старинного танца. Универсальные учебные действия:
разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
.
15.10


4-5
Литературно-музыкальные
салоны. Народные инструменты

2

20.10


Раздел III. Русские народные праздники(14ч)



1
Золотая осень. День осеннего равноденствия
1
Универсальные учебные действия:
- сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
- нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
- показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке»
29.10


2
Яблочный. Медовый.Ореховый спасы
1

12.11


3
Дары природы
1
Универсальные учебные действия:
- сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
- нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
- показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке»
19.11


4
Здравствуй Зимушка-Зима
1
Рисование пейзажа Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала;
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Рисование пейзажа
Разучиваем танцы
Рисуем маски
26.11


5
Зимние Забавы
1

3.12


6
Новогодние танцы, пляски, песни
1

10.12


7
Новогодний маскарад. Рисование масок, создание новогодней цепочки к празднику
1

17.12


8
Рождество. Святки.
1
Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние
Стихи. Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.
24.12


9
Крещение. Изображение храма древней Руси
1

14.01


10
Зимний лес- точно терем расписной. Пейзаж
1
Учимся рисовать зимний лес.Пейзаж
21.01



11
День Святого Валентина. Изготовление открыток
1
Изготовить праздничные открытки
4.02


12
Рисование ангелочков к празднику (Любимая игрушка) по выбору учащихся
1
Научиться плести венки.
11.02


13

День Защитника Отечества. Русский солдат умом и силой богат
1
Разучиваем строевые песни. Рисуем портрет солдата
18.02


14
Встреча Масленицы
Пасха.
1
Универсальные учебные действия:
воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;
научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц.
25.02


15
Международный женский день. 8 марта.
1
Разучиваем песни, танцы. Рисуем цветы и открытки
3.03


Раздел IV. Русские народные промыслы (11ч)




1
Гжель.Керамика Гжели
1
Нарисовать несколько гжельских орнаментов. Универсальные учебные действия:
нарисовать несколько гжельских орнаментов. Хохлома и Жостово
Универсальные учебные действия:
- раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов
Раскрасить узоры хохломских ложек.
Раскрасить узоры жостовских подносов.
.
10.03



2-3
Хохлома. Узоры золотой хохломы
2




4
Жостово.
Жостовский поднос
1

31.03









5
Павлово-Посадские шали
1
Универсальные учебные действия:
- сравнить орнаменты нескольких шалей.
17.03


6
Вятская игрушка
1
Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.



7
Богородская игрушка
1
Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской
игрушки.
24.03


8
Полхов-Майданская роспись
1
Универсальные учебные действия:
- анализировать все виды росписей
- знать особенности каждой росписи
- выполнить росписи
- нарисовать русский поднос используя несколько видов росписей



9
Городецкая роспись
1

31.03


10
Русский поднос
1




11
Русские народные игры
1
Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др
31.03





Раздел VIРусские народные праздники(продолжение) 9 часов



1
Лето красное

Универсальные учебные действия:
разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки.
Знать все праздники и готовить к каждому празднику подходящее сообщение
Рассказывать как проходят праздники в семье
Подготовить проект по любой из понравившихся тем
7.04



2
Егорьев день





3
Троица


14.04


4

Духов день





5
Иван Купала


21.04


6
Петров день





7
Ильин день


28.04


8
Успение





9
Покров


5.05


Раздел VII. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)(3ч)



1
.Народные песни, загадки, пословицы
1
Разучить несколько песенок, считалок;
12.05


2
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.
1
Универсальные учебные действия:
- разучить несколько песенок, считалок;
- научиться разгадывать загадки.
19.05


3
Колыбельная песня «Мама»
1
Разучивание колыбельной песни
Научиться исполнять колыбельные песни



Раздел VIII Народные танцы. 3( ч)



1
Народные танцы Парные пляски. Переплясы.
1
Разучить хороводы, игры-хороводы.
23.05


2-3
Хороводы. Игры-танцы.
Русский народный танец


1
Разучить хороводы, игры-хороводы.
Изучить особенности русского народного танца
Знать основные элементы и использовать их на практике




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
Литература для учителя
1.Ботова,С.И., Приставкина,Т.А., Рябчиков,А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова, П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Бронштейн, М.М., Жуковская, Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
3.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Макарова,Н.Р. и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
4.Ворошилова, О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
5.Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
6.Зотова, И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
7.Сокольникова, Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
Ресурсы сети интернет:
http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html
http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19
http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
http://ps.1september.ru/
http://www.standart.edu.ru/
http://www.vestnik.edu.ru/
http://edu.resobr.ru/archive/year








13PAGE 14215


13PAGE 14215




15