Технологическая карта урока по окружающему миру Наши ближайшие соседи


Технологическая карта урока
ФИО учителя Григорьева Ирина Александровна
Предмет Окружающий мир
Дата 28.04.2016
Класс 3 а
УМК Школа России Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) Наши ближайшие соседи
Тип урока Урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии
Цели (задачи) урока Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир"
Были определены задачи:
Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России;
Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств;
Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления;
Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.Личностные результаты Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и
различного в политическом устройстве государств;
Предметные результаты Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы.
Метапредметные результаты Коммуникативные:
навыки делового партнёрского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений
Ход урока
Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемы УУДI.Организационный момент Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.
Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. Устное сообщение учителя Коллективная. Приветствует учащихся, создаёт  психологический настрой на работу, включает учащихся в учебную деятельность, Предлагает рассказать о себе
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место, отвечают на приветствие Мы умные, серьёзные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится. Личностные УУД:  самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные УУД: Целеполагание, развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.II.Проверка д/з Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.
Дети приготовили презентации наиболее понравившихся городов Золотого кольца России. Давайте дадим им слово.
Презентации детей. Рассказ с элементами беседы Фронтальная, индивидуальная Проверяет подготовленные презентации и сообщения учащихся, оценивает домашнее задание.
Слушают, наблюдают, рассказывают про города Золотого кольца России, демонстрируют свои презентации. Личностные УУД:  оценивают усваиваемое содержание материала, осознают ответственность за общее дело
Регулятивные УУД: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные УУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
III.Актуализация знаний. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Как называется страна в которой мы живем? Что вы можете сказать о России. Вот представьте такую ситуацию, что вы переехали в другой город, в другой дом. С кем из первых нужно познакомиться.
Соседи – это люди, которые проживают в непосредственной близости в с нашим домом или квартирой. Древние китайцы говорили, что каждый сосед ближе человеку, нежели давний родственник. Это действительно так. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много  государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.
Определите тему сегодняшнего урока.
Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?
Приведите свои гипотезы
Давайте определим актуальна ли для нас эта тема урока.
Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны? Проанализируйте ваш уровень знаний.
Поставим цель и задачи нашего урока.
1.Узнать соседей России, их столицы и достопримечательности.
2.Узнать их месторасположение на карте.
Где мы можем найти интересующую информацию? (в книге, по карте) Эвристическая беседа, прием «мозговой штурм фронтальная Помогает восстановить в памяти учащихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы. Помогает учащимся формулировать тему, цель и гипотезу урока
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
Отвечают на вопросы, внимательно слушают. Высказывают своё мнение,
Анализируют причины затруднения, формулируют цель, задачи, гипотезу и планируют свою деятельность на решение поставленных задач
Оценивают свой уровень знаний по данной теме Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Личностные УУД: Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями
 
IV.Изучение нового материала Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией Работаем в группах. Время выполнения задания – 1 минута.
- У вас на партах сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической.
Давайте проверим откройте политическую карту в учебнике на с. 102
- Давайте назовём государства с севера -запада
Что вы можете сказать об этом слайде.
-Посмотрите на государственные символы этих стран. Как вы думаете, к какой стране принадлежит этот флаг и герб? Что он может означать?
Дети: - Норвегия.
- Норвегия – столица Осло.
Дети: - Финляндия.
- Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.
Дети: - Эстония, Латвия, Литва.
- Страны Прибалтики:
Эстония – столица Таллинн
Латвия – столица Рига
Литва – столица Вильнюс
Дети: - Польша.
- Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.
- Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.
Дети: - Белоруссия.
- Белоруссия – столица Минск.
Дети: - Украина.
- Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.
Дети: - Абхазия.
- Абхазия – столица Сухум.
Дети: - Южная Осетия.
- Южная Осетия – столица Цхинвал.
Дети: - Грузия.
- Грузия - столица Тбилиси.
Дети: - Азербайджан.
- Азербайджан – столица Баку.
Дети: - Казахстан.
- Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.
Дети: - Монголия.
- Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.
Дети: - Китай.
- Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.
Дети: - Северная Корея.
- Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян.
- Всех ли ближайших соседей мы назвали.
- Имеют сухопутные границы.
Дети: - Имеют только морские границы.
Слайд 20
- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.
Дети: - Япония.
- Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.
Дети: - Соединённые Штаты Америки.
- Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.
Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?
- Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?
Подтвердилась ли наша гипотеза?
- Какие отношения надо поддерживать с соседями?
Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности,  стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.
Люди всегда стремились к миру и добрососедским отношениям с разными странами и государствами. Война разрушает развитие всех сфер мирной жизни: труд, торговлю, семейную жизнь, взаимоотношения людей. Поэтому были установлены традиции и законы, которые могли бы избежать войн. проблемно – поисковый, эвристическая беседа
объяснительно-иллюстративный,
Работа в группах
Фронтальная Организует работу по подготовке к восприятию нового материала:
Помогает в освоении нового материала, если учащиеся попросили помощь.
Демонстрирует презентацию
Формирование мотивации учения и обучения.
Реализация принципа деятельности.
Знакомство детей со способами решения проблемы
Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока. При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией
Отвечают на вопросы, называют страны, которые граничат с Россией, делятся своими знаниями о них.
Личностные УУД:  положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.
Познавательные УУД:   Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
V.ФизминуткаСнятие усталости и напряжения - Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.
Я, ты, он, она –Вместе – целая страна,Вместе – дружная семья.В слове “мы” - сто тысяч “я”!
- Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”. Репродуктивный Коллективная Организует проведение физических упражнений Выполняют упражнения Личностные УУД: умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.
Регулятивные УУД: 
соотносить  свои действия с заданным эталоном
VI.Первичное закрепление нового материала Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Открываем р.т. с 62 №1
Проверка в парах.
Вашему вниманию предлагаю мини – проект.
Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения.
Фронтальная
Работа с учебником и рабочей тетрадью
Работа в парах
Работа в группах
проблемно – поисковый, приемы: работа с дополнительной литературой, информацией
Групповая Организует работу по группам. Предлагает каждой группе собрать информацию о предложенной стране из материала учебника и дополнительной литературы, и предлагает каждой группе представить результат своей  работы. Работают самостоятельно каждая группа в соответствии со своим заданием. Добывают знания, используя учебник, дополнительную литературу и видеоматериалы. Оформляют проект и рассказывают о добытой информации. Личностные УУД:  положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.
Познавательные УУД:   
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
VII.Самопроверка Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рабочая тетрадь с. 64 №3
Беседа с показом  презентации. индивидуальная Предлагает представить результат своей  работы. Работают самостоятельно в рабочих тетрадях Личностные УУД:   получение информации о реальных результатах учения
Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию.
Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли
VIII.Подведение итогов (рефлексия) Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы - Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.
Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.
Теперь я знаю…
Теперь я могу…
На уроке у меня получилось…
Было трудно…
Я хочу узнать…
Я буду искать информацию об этом в …
Своей работой на уроке я … Беседа
рефлексия фронтальная Слушает анализ и оценку успешности достижения цели и перспективы последующей работы Выполняют действия по алгоритму, высказывают свои мнения, оценивают работу. Личностные УУД: получение достоверной информации о достижении планируемых результатов обучения.
Познавательные УУД: общеучебные умения:
 умение вычленять нужную информацию 
Регулятивные УУД:  уметь соотносить цель и результат
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
IX.Оценивание деятельности учащихся Дать анализ и оценку успешности достижения цели Оцените работу групп.
Оцените свою работу на уроке. Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны. Сделайте вывод. Беседа Фронтальная, индивидуальная Слушает анализ и оценку успешности достижения цели и перспективы последующей работы Выполняют действия по алгоритму, высказывают свои мнения, оценивают работу. Личностные УУД:   получение информации о реальных результатах учения
Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию.
Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли в письменной и устной формахРегулятивные УУД:  умение соотносить цель и результат
X.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей - В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:
1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;
2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями. Инструктаж фронтальная Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы
Коммуникативные УУД:  умениес достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение слушать и понимать речь других
 
XI.Итог Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.