Урок по окружающему миру на тему Наши ближайшие соседи (3 класс)

Дата: 28.04.15г.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «В»
Тема: «Наши ближайшие соседи».
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках (текст учебника).
Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.


Средства обучения: Учебник А. А. Плешаков Окружающий мир 3 кл., рабочая тетрадь (Ч2), политическая карта, презентация.

ПК
ОК
ПО
У

1.1,1.2,1.3.1.4,1.5,4.1, 4.2
1.2.4,7
1.2.3.6.7
1-12,21-26



Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На ваших партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал.
- Ребят, скажи, пожалуйста, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».
- Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?
-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.
Приветствуют учителя


Проверяют готовность к року


Рассуждают

Высказывают свое мнение

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какие события происходят в нашей стране? Какой великий праздник приближается?
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Какое домашнее задание вам было задано?
- К доске пойдет
- Перечислите все города Золотого Кольца.

Рассуждают
Высказывают свое мнение

- На прошлом уроке мы изучали тему «Золотое Кольцо России».
Подготовить сообщение о городах Золотого Кольца
- Сергиев – Посад, Переславль – Залеский, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир, Кострома, Иваново.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Определение темы и задач урока.
- Скажите, как называются два рядом стоящих города, например Владимир и Суздаль?
- Правильно, это соседи.
- В какой стране мы живем?
- Перечислите всех соседей России.
- А почему вы не можете назвать их?
- Предположите, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
- Правильно, тема сегодняшнего урока: «Наши ближайшие соседи».
- «Наши» - это чьи?
- Предположите, каковы будут задачи нашего урока.
1. Познакомимся с названиями стран и их столицами.
2. Научимся находить и показывать их на карте. 2) Работа по теме урока
Какую нам лучше выбрать для знакомства со странами – физическую или политическую?
- Начнем наше путешествие по карте с северо - запада, дальше на юг, юго- восток, восток и север.
- Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.
- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)
- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. (слайд)
- Покажите на карте, где расположены эти страны.
- Следующие страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.
- Столицы Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столицы Литвы – Вильнюс. (слайды).
Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широких водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).
- Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.
- Покажите Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву на карте.
- Прочитайте текст на странице 100-101 в учебнике.
- Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией.
- Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?
- А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения?
- Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды).
- А вы знаете столицы этих государств?
- Молодцы!
- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.
- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.
- Покажите Украину и Белоруссию на карте.
- Прочитайте текст в учебник на странице 102.
-Какие страны расположены вдоль южных границ России?

- Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)
Показываю страны на карте.
- Молодцы.
- У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.
- Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.
- Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?
Показываю их на карте.
- Где они расположены?

- Молодцы! Покажите их на карте.
- Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена.


Рассуждают


- Российская Федерация.
Рассуждают, затрудняются
- Мы с ними не знакомы.
- Мы будем говорить о соседях нашей страны



- Наши - это значит нашей страны.
Предполагают





- Политическую, т. к. на ней видны границы государств и территории.





Запоминают информацию










Показывают страны на карте







Воспринимаю и запоминают информацию











Читают в учебнике текст







- Украина и Белоруссия

- Столица Украины – Киев, столица Белоруссии – Минск.







Показывают страны на карте.
Читают
-Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголии, Китай и Северная Корея.








Читают
- Японию и США.

- Показывают страны на карте.
- Япония – на юго- востоке, США – на северо – востоке.

Запоминают информацию


4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Ребята, как вы думаете, границ стран постоянны? Они могут меняться?
- Конечно, бывает такое, что границы стран меняются из-за разных обстоятельств, например войн.
- А что вы знаете о Крыме?
- Правильно, Крым снова вошел в состав нашей страны, т. к. народ принял референдум о том, что Крым входит в состав России из-за случившегося на Украине.
- Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами? В чем они проявляются? Приведите примеры из современной жизни.

Рассуждают




Высказывают свое мнение





Рассуждают

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Выполните задание в рабочей тетради на с. 62, №1, с. 63, №2.

Выполняют задания в рабочей тетради

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- С помощью карты в учебнике на станице 102, назовите пропущенные страны в перечне ближайших соседей России:
Норвегия, , Эстония,, Литва,, Белоруссия,, Грузия,, Азербайджан,, Монголия,,Северная Корея.
- Спасибо, молодцы!



- Финляндия, Латвия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Казахстан, Китай.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С какими странами Россия граничит на северо – западе?
- Какие страны располагаются у западных границ России?
- Какие страны находятся вдоль южных границ России?

- Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны?
- Какие задачи мы ставили в начале урока?



- Поделитесь своими впечатлениями о странах, с которыми мы сегодня познакомились.
- Назовите соседей нашей страны.

Домашнее задание: читать с. 100 - 105, подготовить сообщение о любой стране.
- Спасибо за урок, ребята! Вы большие молодцы! Урок окончен. До свидания.
- Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва.
- Украина и Белоруссия.

- Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай и Северная Корея.
- Японию и США

- 1. Познакомимся с названиями стран и их столицами.
2. Научимся находить и показывать их на карте.
Высказывают свое мнение

Называют все страны, с которыми граничит Россия.
















Заголовок 115