Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста с внедрением инклюзивного образования.


Из опыта работы
«Вместе весело шагать»
Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста с внедрением инклюзивного образования.
Купцова Е.А.
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №20»
г. Чистополь
Аннотация: в статье затрагивается проблема воспитания у детей дошкольного возраста художественного вкуса и формирования у них творческих умений с внедрением инклюзивного образования, рассматривается один из видов художественного творчества – рисование нетрадиционными способами.
Мы, взрослые, порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании творческой личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его фантазию в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, как для общих развивающих групп, так и для детей с ОВЗ, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.Я работаю в детском саду более 10 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
 Нетрадиционное рисование – искусство изображать  не основываясь на традиции. В связи с этим моя авторская программа « Волшебная страна Рисовандия» является актуальной, так как позволяет влиять на формирование эстетических вкусов, творческих умений через рисование нетрадиционными методами.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Творческая деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в самовыражении заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных средств и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Вот почему необходимо применение педагогом нетрадиционных техник рисования при организации деятельности с детьми.  Это позволяет маленькому художнику,  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт свободу деятельности, вселяет уверенность . Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
   Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
Педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. От простого к сложному. Проектирование - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проектная деятельность имеет практическую значимость, так как способствует созданию доброжелательной атмосферы в детском коллективе, адаптации детей в социуме, формированию позитивного образа «Я». Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Система конструктивного взаимодействия в триаде «ребенок – семья – педагог» является основанием для успешной работы. В модели «ребенок – семья – педагог» требуется полная самоотдача от каждого звена. Родители зачастую являются участниками занятий с детьми, радуются малейшим успехам, записывают рекомендации по ходу занятия.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует
познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной
сферы дошкольников в целом.
Перспектива. Продолжать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования. Разработать рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
Список литературы
1.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18. 2. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Творческий центр.-М.:2005.
4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
6. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011
7.Опыт работы Рогаткиной Т. и Дементьевой Л., опубликованный в журнале «Дошкольное воспитание» с 2003 по 2011 года.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва. 2012.
9. Инклюзивное образование в России / Справка. [Электронный ресурс]
10.Алехина С. В. Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1.