«Использование нетрадиционных техник рисования в организации художественной деятельности детей дошкольного возраста». Описание опыта работы.


«Использование нетрадиционных техник рисования в организации художественной деятельности детей дошкольного возраста»
Описание опыта работы Коробовой Марины Викторовны, воспитателя структурного подразделения муниципальной Старогольчихинской основной общеобразовательной школы
детский сад «Улыбка»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прекрасному. Вот почему оно так значимо для человека. В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т.к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы. Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, что детские рисунки несут на себе отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема: как не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих вопросов я стала изучать методическую литературу. Чётко определила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание возрастных особенностей развития детей, наличие творческого потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание, набрызг и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.Актуальность опыта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Цель работы:  Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- познакомить с приемами нетрадиционных  техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
- развивать художественно –  творческие способности детей.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;
-развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
-Принцип доступности (тщательный , обусловленный возрастными возможностями детей. отбор материала)
-принцип интеграции (в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей)
- Принцип творчества ( заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.);- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);- Принцип поэтапности  (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада , родителями, школьниками);
Ресурсы:
- Бумага разного формата и цвета- Акварельные краски- Трафареты - Гуашь - Печатки ( пробки, деревянные резные фигурки, овощи-фрукты и др) -Зубные щетки -Трубочки для коктейля - Ванночки с поролоном - Баночки для воды- Кисти круглые и плоские разного размера- Салфетки  - Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов - Клей ПВА- Опилки- Воск - Иллюстрации
Методы и приемы используемые в работе:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод
 - метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
-  метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. ) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). - метод сотворчества ( создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой)
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево , морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. Я начинала работать с детьми в возрасте 2-3 лет. Вначале брала самые простые техники – печатание пальчиками, ладошками, постепенно усложняя приемы и используя другие техники. К 4-5 летнему возрасту дети уже имели навыки применения различных материалов в изображении объектов окружающего мира. А к 6-7 летнему возрасту у дошкольников формируется навык моделирования композиции рисунка с использованием различных техник рисования.
Поддерживать интерес детей к рисованию помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Работа по использованию нетрадиционных техник рисования носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Так, например, техники – родственницы: “припечатка поролоном, ватой, бинтом, деревянной печаткой” привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так. Ещё, я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это “пятно”, превратить в сюжетный рисунок. Следующая техника – “волшебные нити”. Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Краски учат нити играм на бумаге. “Размытый рисунок” - оказывается, плавать любят не только дети, но и краски тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке. “Печать растений” или “Путешествие красок на осенних листочках” очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.
В организации работы по использованию нетрадиционных техник рисования большое значение имеет интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Музыка». Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны детей. Важно обратить внимания на обоснованность выбора детьми техники и материала. Малыши сами должны объяснить, почему облака лучше нарисовать ваткой, а не поролоном. Для достижения этого необходимо включить в работу элемент экспериментирования. Опыт использования нетрадиционных техник рисования универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов ( печаток).
Я представляла опыт своей работы на общешкольных , районных методических объединениях. Проводила открытые показы для педагогов и родителей воспитанников.
При организации работы с родителями проводила тематические родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Опыт моей работы по использованию нетрадиционных техник рисования в организации художественной деятельности детей дошкольного возраста показал:
- у дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью ( всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг. )- дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах)- развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке)
- развиваются художественно-творческие способности дошкольников.