ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки)


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
для специальности
230115 «Программирование в компьютерных системах»
(базовой подготовки)
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования
230115 Программирование в компьютерных системах
Организация – разработчик ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Разработчик:
Саттарова Гульнара Фаилевна, преподаватель
Рекомендована Методическим Советом ГАОУ СПО
«Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Заключение Методического совета №1 от

А.Р.Ибрагимов,директор-член совета
Э.Н.Гаянова,зам.директора-член совета
В.Р. Габдулхаков,зам.директора-член совета
Г.Х. Замалиева, мастер п/о-член совета
Г.Х. Низамиева, преподаватель-член совета
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
TOC \o "1-1" \u 1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ5
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины12
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины13

Паспорт программы учебной дисциплиныОперационные системы
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
230115Программирование в компьютерных системах
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в список общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
управлять параметрами загрузки операционной системы;
выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
управлять дисками и файловыми системами,
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
знать:
основные понятия, функции, состав и принципыработы операционных систем;
архитектуры современных операционных систем;
особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;
принципы управления ресурсами в операционной системе;
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
самостоятельной работы обучающегося62 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 186
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 124
в том числе: лабораторные занятия 58
курсовая работа 16
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 62
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные функции операционных систем. 60 Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах
Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем. Общие сведения об операционных системах. 2 1,2
История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, MacOS, Linux). 2 Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений).
Требования к современным операционным системам. 4 Общие сведения об операционных системахWindowsXP, Linux. Задачи операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы. 4 Лабораторные занятия 8 2,3
1.Исследование порядка запуска компьютера. 2. Процесс загрузки операционной системы.Автозагрузка. 3. Программный интерфейс и файловая система ОС Windows. 4.Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP. Самостоятельная работа обучающихся10 3
Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС».
Подготовка рефератов по теме «Операционные системы».
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа. Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов. 2 1,2
Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).
Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями). 2 Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий. 2 Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа. 2 Лабораторные занятия 12 2,3
5. Графический интерфейс Windows. 6.Работа с файлами и папками в Windows7. Файловые системы. 8. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. 9.Файловый менеджер FarManager. 10. Управление доступом к файловым ресурсам. Самостоятельная работа обучающихся10 3
Составление сравнительной таблицы «Файловые системы».
Составление схемы «Модель сетевой ФС».
Файловый менеджер«ТotalCommander»
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Раздел 2.Принципы построения операционных систем
44 Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами
Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. 2 1,2
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков впользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. 2 Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов
планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы. 2 Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы, основанные наквантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования. 2 Лабораторные занятия 4 2,3
11.Процессы. 12.Потоки. Самостоятельная работа обучающихся10 3
Подготовка сообщения по теме «Машинно-зависимые свойства».
Составление таблицы «Характеристика прерываний».
Поиск информации в справочной системе ОС Windows.
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Тема 2.2. Управление в операционных системах
Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. 2 1,2
Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. 2 Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемые и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок. 2 Лабораторные занятия 8 2,3
13.Структура операционной системы Windows XP. 14.Изучение средств управления WindowsXP. 15.Управление памятью в ОС. 16. Управление вводом/выводом в ОС. Самостоятельная работа обучающихся8 3
Составление схемы «Иерархическая система организации памяти».
Составление схем алгоритмов распределения памяти.
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Раздел 3.Сети и сетевые структуры
16 Сетевые и распределенные операционные системы.
2 1,2
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.
2 Лабораторные занятия 4 2,3
17. Ознакомление с сетевыми функциями операционной системы. 18. Установка и настройка протокола TCP/IP. Самостоятельная работа обучающихся8 3
Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС».
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Раздел 4.Сопровождение операционных систем.
Сервисные средства операционных систем. 50 Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем
Сервисные средства операционных систем: основные понятия, классификация. Программы - оболочки, утилиты и автономные программы. Антивирусные программы. 4 1,2
Архиваторы. Общие сведения. Архивация, архивы.Возможности архиваторов. Сжатие информации, характеристика сжатия, степень сжатия. Самые популярные архиваторы. Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Непрерывный архив. Методы архивации. 4 Лабораторные занятия 8 2,3
19. Архивирование файлов 20. Разархивирование файлов. 21. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков 22. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы. Самостоятельная работа обучающихся8 3
Подготовка сообщения на тему « Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации».
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем. Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. 2 1,2
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ 2 Лабораторные занятия 14 2,3
23.Система безопасности Windows XP. 24.Распределение прав пользователей. 25.Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ. 26.Работа с реестром. 27.Установка и предварительная настройка Антивируса Касперского. 28-29. Установка ОС Windows XP (4 часа). Самостоятельная работа обучающихся8 3
Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»;
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Работа с глоссарием. Курсовая работа 16 3
Всего 186 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;
2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
3. лазерный принтер;
6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обученияЛитература
Основная:
Батаев А.В, Налютин Н.Ю, Синицын С.В. Операционные системы и среды: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 272с.
Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.
Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.
Олифер, В.Г. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.
Дополнительная:
1.Руссинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство MicrosoftWindows: WindowsServer 2003, Windows XP и Windows 2000 M.: Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
2.Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
Интернет ресурсы и источники:
http://www.ict.edu.ru/catalog/index.phphttp://artishev.com/texnologii/setevaya-os.htmlhttp://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-internetahttp://www.intuit.ru
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Умения: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных работ;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
Итоговая аттестация в форме экзамена.
управлять параметрами загрузки операционной системы; выполнять конфигурирование аппаратных устройств; управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; Знания: основных понятий, функций, состава и принциповработы операционных систем; архитектуры современных операционных систем; особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows; принципов управления ресурсами в операционной системе; основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах.